Top.Mail.Ru

Дочь рассказывает про игры ниже пояса в детском саду: как правильно реагировать?

Доцент департамента психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук Елена Листик отвечает на вопрос читателей «Мела».

Вопрос:

Меня выбивает из колеи, когда моя шестилетняя дочь рассказывает подробности про игру в саду в то, что ниже пояса. Не знаю, как правильно реагировать. Я много читала про этапы сексуального развития у детей, но все равно нет четкой стратегии, как правильно реагировать. И подыгрывать странно, и игнорировать тоже кажется не очень правильным.

Ответ Елены Листик:

Многие родители сталкиваются с подобным поведением детей. Действительно, для взрослых это сложная ситуация, они чувствуют растерянность, не знают, как реагировать. Описанная проблема отражает возрастные особенности детей на первых этапах детства. Начиная с младенческого возраста дети проявляют интерес к своему телу, исследуют себя, разбираются, что им приятно, а что не очень. Интерес проявляется и к телу детей противоположного пола — что и как у них устроено. Дети воспринимают это как забаву. А иногда — как способ снижения тревоги и снятия напряжения. Столкнувшись с подобным поведением ребенка, родителям не нужно резко и негативно реагировать.

Ни в коем случае не стоит ругать, стыдить, а также вызывать у ребенка чувство вины

Непонятная реакция мамы на истории дочки из жизни в детском саду может, наоборот, зафиксировать интерес ребенка к этой теме, и она задумается: «Я делаю что-то плохое, отвратительное?» Значит, интерес к телу другого — это тоже что-то вызывающее отвращение?

Яркие, эмоциональные реакции со стороны взрослых на ранний детский онанизм или рассматривание половых органов могут зафиксировать ребенка на данной ситуации, испугать его, вызвать чувство вины и страха.

Самые распространенные ошибки взрослых, которые могут искажать психосексуальное развитие детей: подавление детской сексуальности, чрезмерная реакция на естественные проявления детской сексуальности либо ее ускорение, когда родители предоставляют знания, которые детям еще недоступны для понимания. Или формирование у ребенка ложных представлений о сексуальности, когда взрослые говорят, что это плохо, грех, недопустимо. А также другая крайность — чрезмерная демонстрация.

Часто родители могут неадекватно реагировать на проявление детской сексуальности, потому что они отождествляют ее со взрослой. Многие могут думать о том, что ребенок испортится или уже испортился и кто-то на него плохо влияет.

Обращает на себя внимание, что мама девочки даже не может описать, про какие конкретно детские игры рассказывает ее дочь. Это наводит на мысли, что у мамы есть какой-то запрет с детских лет говорить на темы «ниже пояса». Видно, что ей тяжело дается обсуждение таких тем.

Возможно, когда дочка рассказывает о том, во что они играют в детском саду, вы чувствуете тревогу, растерянность, сильное напряжение, неосознанное недовольство, раздражение, озадаченность. Необходимо разобраться, какие мысли вызывают барьер, страх перед обсуждением с ребенком тем, связанных с психосексуальным развитием.

Постарайтесь сохранять спокойствие и оставаться на стороне ребенка. Ведь детская сексуальность не тождественна взрослой и в большинстве случаев речь не идет о нравственной распущенности или патологии сексуальности. Часто это связано с познанием, исследованием, экспериментированием, снятием физического и эмоционального дискомфорта.

Подробнее на «Меле»

Фото: МГПУ


Персоны



Не только турники и клумбы: какими должны быть школьные дворы


05 ноября 2024 г.


Ученые МГПУ разработали методику реконструкции школьного двора с привлечением детей, родителей и учителей, а также рассказали о зарубежном опыте обустройства школьных дворов

Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»