От редактора.
С 19 июня в Центре проектного творчества «Старт-ПРО» проходит летняя профильная смена «Движение Техномира» для школьников 8−11 классов. Это уже третий год, когда дети из разных городов России приезжают в Москву, собираются в проектные команды и пробуют себя в интересном им виде деятельности. В этом году в летней смене работали две команды инженеров и команда журналистов. Первым предстояло решить кейсы по проектированию сверхлегкого моста и беспилотника, а вторым — узнать об основных журналистских жанрах и использовать их в подготовке дневника смены в формате лонгрида. Проектной команде нужно было не только рассказать о своих ощущениях, но и зафиксировать важные моменты в работе инженеров, узнать больше об их проектах, удачах и сложностях, которые возникли у них на пути. Мы, команда сайта МГПУ, считаем, что за такой короткий срок нашим юным коллегам удалось собрать отличную команду, научиться распределять задачи и брать на себя ответственность, преодолеть множество препятствий, которые возникают на пути журналиста и отлично справиться с поставленной задачей.
Дневник, который вы прочтете ниже, полностью подготовлен проектной командой журналистов летней смены «Движение Техномира».
Дневник «Движения Техномира»
В течение 6 дней ресурсный центр развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСНАНО проводит образовательную смену для школьников. Здесь можно было попробовать себя в роли инженера или журналиста. Инженеры, в свою очередь, делились на команды Artek Braiding и Artek Composites. «Брейдинги» занимались проектированием моста, а «Компосайтсы» — моделированием беспилотника. К каждой компании приходили мастера своего дела, проводившие мастер-классы, были также и практические работы и поездки в научный центр «Техноспарк».
День первый
Как мы встретили прессу и спасли банкира
Начало было положено хорошим и настроение улучшилось почти сразу же, благодаря ведущему Сулаке Савва, который отлично знает своё дело. После вступительной ассамблеи, где мы встретили наших работодателей — «Техноспарк» и прессу. После знакомства мы разделились на команды и дальше нам было необходимо пройти квест, в течение которого мы должны были найти нашего финансового директора — Дмитрия. Благодаря этому квесту мы все познакомились и в дальнейшем, думаю, будем продолжать наше общение. В заключении дня был мастер-класс, где нам рассказывали, как составлять презентации так, чтобы их слушали увлечением и большим вниманием. Человек, проводивший нам его, был всё тот же Сулака Савва. И было очень необычно увидеть контраст между веселым ведущим, который шутит и поднимает настроение залу, и человеком, который серьезно разговаривал с нами на мастер-классе.
Зачем мы спасали банкира?
На летней смене мы получаем зарплату в специальной местной валюте. Она называется «наномили». Банкир, его сейф и все наномили пропали, поэтому это был квест «найди и спаси свою зарплату».
День второй
Работаем, не отвлекаемся
Наступил второй день профильной смены. В коллективе появились новые участники, чему мы все были рады. Стоит отметить, что в нашем центре обучаются люди из других городов: Перми и Астрахани. Если первый день был «подготовительным», то второй уже крайне динамичным. У нашей команды было несколько лекций. Первая лекция была посвящена интервью, мы узнали, какие вопросы стоит задавать, что интересно читателям, получили новую информацию о профессиональной этике. Следующая лекция была посвящена видеосъемке: правильной постановке кадра, света и монтажу. В конце дня мы учились фотомастерству и узнали, что такое популярный сейчас психологический портрет и как его создавать.
Полученные на лекциях знания мы тут же отправились проверять на практике и взяли интервью у инженеров из Artek Braiding (мост) и Artek Composites (беспилотник). Инженеры в течение всего дня занимались расчетами. Мы задали им вопросы об их проектах и том, с какими сложностями им приходится столкнуться. Найдя пару свободных от работы минут, инженеры рассказали о процессе работы, об атмосфере в коллективе и о том, сложно ли быть инженером будущего.
Инженеры: мы переживаем кризис
Смотреть интервью — https://youtu.be/6zWRSEZDwnY
Что важнее, мосты или самолеты?
Дискуссия в конструкторском бюро инженеров Artek Braiding.
Инженерные разработки у команд не уступают друг другу по сложности. Проектировщики моста сделали небольшую ошибку в подсчетах и исправляют ее, а «команда беспилотника» считает площадь крыльев сложной конструкции. Несмотря на сложность поставленных задач, обе команды успешно с ними справились. Уже вечером имелись материалы по проекту моста, а инженеры беспилотника продемонстрировали чертежи необходимых деталей.
Команда журналистов: жесткий дедлайн
В этот день нам пришлось столкнуться с очень жесткими сроками сдачи итогового материала, научиться обращаться с непривычной техникой и немного понервничать прежде чем все же удалось закончить задачи второго дня.
Дни третий и четвертый
Прототипируй и проверяй. Встреча с Анатолием Чубайсом и визит в «Техноспарк».
Третий и четвертый день команды инженеров должны были закончить свои прототипы и проверить иx, а мы — посетить научную конференцию, где принимали участие тайваньские партнеры «Техноспарка» и познакомиться с работой наноцентра. На конференции происходило подписание меморандума с послами из Тайваня. Вся презентация проходила на английском языке. Представители «Техноспарка» рассказали о своих лабораториях, разработках и преимуществах. Представители тайских компаний продемонстрировали свои наработки. Обе стороны остались довольны и меморандум был успешно подписан. Возможно, скоро на российском рынке появятся новые компании, использующие тайские технологии, благодаря конференции «Техноспарка». А нам посещение конференции дало возможность почувствовать себя настоящими востребованными журналистами.
Встреча с президентом РОСНАНО
В завершающий день работы наших команд в «Техноспарке» 22 июня мы встретились с Анатолием Чубайсом. Пока инженеры заканчивали свои проекты у нас был мастер-класс от пресс-секретаря «Техноспарка», а затем мы встретились с президентом РОСНАНО и очень волновались, ведь это наше первое задание, где появляется известный и очень важный человек.
Инженеры Никита, Макс, Костя и Ксюша приготовили приятный подарок Анатолию Борисовичу Чубайсу — часы из карбона.
Встреча прошла на ура. Анатолию Борисовичу понравилось стремление ребят к инновациям.
Известный политик также дал наставления юным журналистам:
«Журналист — очень востребованная профессия. Сейчас мало профессионалов, которые понимают, о чем пишут. Хороший журналист должен знать тему и разбираться в отрасли, про которую публикует информацию».
Работа над проектам инженеров закончена
Под конец дня все кейсы инженеров были выполнены. Модель беспилотника была спроектирована, и модель моста уже готова к краш-тестам. Впереди предзащита проекта и основные выступления. Все ребята тщательно готовились, увидим, как их труды будут оценены экспертами
Беспилотник от Artek Composites: волнующий момент
Мост от Artek Braiding: проект и заливка.
Мы задали несколько вопросов представителю Artek Braiding Вадиму:
— Какой кейс вам предстояло выполнить?
— Задача нашей группы — разработать мост с бесшовной конструкцией. Это абсолютно новый вид мостов, который называется «ферма».
— В чем уникальность такого вида моста? В чем его достоинства и есть ли недостатки?
— Он быстрый и легкий в изготовлении. А также это экономия времени и ресурсов, ведь такой мост можно собрать на месте. Такой мост могут сделать за 15 суток, и служить он будет 100 лет как минимум. Этот мост будет очень прочным, ведь он сделан из карбона — искусственного материала, являющегося родственником алмаза. А алмазы — самые твердые минералы. И единственным минусом является контакт смолы с озоновыми лучами.
— Расскажите нам об основном принципе создания моста.
— Через мост проходит карбоновая палка. На нее наматывается шланг, который предварительно пропитали смолой. Благодаря такой операции шланг становится очень твердым и прочным. В итоге основная конструкция оплетает мост подобно змее. Ее длина составляет 210 метров и наш мост имеет всего 4 точки опоры — на каждую треть моста приходится по две. Он является автомобильным мостом с четырьмя полосами движения.
— С какими основными проблемами можно столкнуться при постройке моста?
— С ограничениями. Из-за них у нас возникла ошибка во время расчетов, и поэтому пришлось пересчитывать все заново.
— Мост ведь автомобильный. Выдержит ли он пробку?
— Да, выдержит. Ведь долговечная нагрузка — 600 тонн, а короткосрочная нагрузка — 600 тонн на один пролет.
Процесс заливки модели моста смолой нам удалось снять на видео.
Смотреть видео — https://youtu.be/AaRiUTXHx4k
Что такое наноцентр «Техноспарк»
«Техноспарк» — это площадка, где можно развивать стартапы и другие высокотехнологичные проекты. Он находится в Троицке. Организаторы летней смены провели нам экскурсию с демонстрацией проектов и оборудования этого технологического кластера.
Наиболее интересными компаниями из увиденных там нам показались:
- «Фабрика Промдизайна» — центр компетенций в области промышленного дизайна, инжиниринга и прототипирования. На данный момент там идет усиленная работа над новыми разработками и судя по рассказ в дальнейшем планируется установить в городе весьма любопытную инновационную автобусную остановку, защищенную от вандализма.
- Биоспарк — это первая в России биологическая лаборатория открытого типа. Это единое окно, где можно заказать единичные или комплексные молекулярные исследования любой сложности и в срок получить качественный результат. В лаборатории также находится шоу-рум с оборудованием бельгийской компании Trenian, который вскоре будет расширен за счёт передовых моделей исследовательского оборудования других брендов. Удивительно, что данная сфера изучена людьми лишь на 2%, но мы уже можем узнать о своих предполагаемых генетических заболеваниях и происхождении с точностью до 99.9%
- СВД.Спарк — технологическая компания, разрабатывающая продукцию на основе искусственных алмазов. Обладая базовой технологией — роста и обработки поли- и монокристалических алмазов, компания создаёт на их основе продукцию для буровой промышленности, теплоотводящие пластины, электронные устройства, оптические элементы для пропуска лазера и многое другое. Так же интересно, что подобное алмазное покрытие действительно используется в продукции Apple.
Дневник будет продолжен — у нас и команд инженеров впереди еще подготовка и защита проектов. Оставайтесь с нами!