На социокультурной практике первокурсники Московского городского педагогического университета исследуют город: ходят в музеи, парки, театры, издательства, на конференции, фестивали. Они изучают городскую среду и инфраструктуру, знакомятся с новыми людьми, создают дайджесты, рейтинги, обзоры, пишут рецензии и отзывы. Содержание и методические основы такой практики — результат работы Лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ.
Екатерина Асонова, заведующая лабораторией, и Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник, рассказали о роли социокультурной практики в подготовке будущих педагогов — студентов учебных подразделений МГПУ.
Главная задача социокультурной практики — научиться смотреть на город с точки зрения исследователя и видеть его образовательные ресурсы. Екатерина Андреевна и Анастасия Николаевна уверены, что начатую работу по включению городского ресурса в образовательный процесс университета нужно продолжать: педагогу-предметнику важно обладать компетенциями для работы в городской среде. Например, учителю литературы необходимо уметь:
- исследовать места, связанные с литературными произведениями и писателями, а также вдохновляющие школьников на самостоятельное творчество (компетенция в области образовательной урбанистики);
- выступать в качестве инициатора, координатора или исполнителя литературных проектов, договариваться с представителями книжных фестивалей, библиотек
и т. д. о совместных мероприятиях (коммуникативная компетенция); - разрабатывать учебные маршруты или экскурсии по городу, проектировать задания с опорой на материалы, объекты и события городской среды (методическая компетенция);
- и, конечно же, педагог должен знать городские ресурсы, полезные для учебной, проектной и исследовательской деятельности детей и способствующие развитию их читательских компетенций (предметная компетенция).
Модели компетенций — это предмет уже новых проектов лаборатории в области развития педагогического образования в МГПУ.
Выбрать тему и спланировать работу студентам помогают преподаватели — руководители практики. Совместно им удаётся найти связь между социокультурной практикой и направлением профессиональной подготовки. Например, студенты Института иностранных языков МГПУ выясняют, какие возможности даёт город для изучения английского, французского или испанского и других языков, где в Москве можно поближе познакомиться с культурой Востока. А первокурсники Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ обращают внимание на доступность городских пространств для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В течение всего учебного года сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик помогают преподавателям и студентам — делятся полезной информацией на сайте практики и готовы проконсультировать по всем интересующим вопросам.
В мае лаборатория подводит итоги на ежегодном международном симпозиуме «Образование и город» и публикует статьи о самых интересных исследованиях на странице «Студенты в городе». Первокурсники отмечают: опыт, который они получили на социокультурной практике, обязательно пригодится им в будущем — в педагогической или предпринимательской деятельности, при проведении других исследований и разработке проектов. Умение работать с информацией, навыки тайм-менеджмента, креативность и мотивация продолжать посещение культурных мест столицы — вот результаты практики, актуальные и для личностного развития молодых людей.
Подводя итоги на традиционном семинаре в рамках симпозиума, студенты желают будущим первокурсникам МГПУ выбирать интересную тему практики, не откладывать начало работы и грамотно распределять время, не бояться нового и относиться к ошибкам как закономерным спутникам профессионального развития.