Top.Mail.Ru

#Дистант в ИКИ: учёба, творчество, псы и коты

С 17 марта 2020 г. Институт культуры и искусства живёт и работает в новых условиях дистанционного обучения, на которое перешли сейчас все вузы и школы. Московский городской университет перешёл на дистант быстро, буквально за один день, установив для всех сотрудников и студентов платформу Microsoft Teams. Уже с 18 марта в Институте культуры и искусств и других подразделениях МГПУ начались онлайн-занятия. Преподаватели ИКИ проводят в онлайне лекции, семинары и практические занятия по творческим дисциплинам, в том числе индивидуальные — по вокалу, сценической речи и пр. Прошло четыре недели в новом формате, время поделиться впечатлениями и опытом.

Ирина Мурзак о лекциях на карантине: первые трудности, рост мотивации и польза домашних питомцев

О том, как идёт учёба в виртуальном пространстве у студентов направления «Артист драматического театра и кино» с самых первых дней дистанта рассказывает в своём блоге на сайте «Российской газеты» доцент кафедры Социально-культурной деятельности, кандидат филологических наук, постоянный член жюри Международного Пушкинского конкурса для педагогов-русистов Ирина Мурзак. Она читает у студентов-актёров курсы по русской и зарубежной литературе и истории театра.
В первый день дистанта, 18 марта, Ирина Мурзак пишет в своём дневнике, который она назвала «Как я читала лекции на карантине»:

«Интересно, что самый большой отклик по Дефо вызвал не роман „Робинзон Крузо“, как это бывает обычно, а „Дневник чумного города“. Это почти отчёт об опыте человеческого выживания во время Великой Чумы. Действие происходит в Лондоне, в 1665 году. И Дефо прилагает немало труда к тому, чтобы достичь эффекта правдоподобия. Например, описание сопровождается статистическими таблицами с числом погибших, и обсуждением достоверности различных сообщений и анекдотов, якобы полученных рассказчиком»

Пост 19 марта с заголовком «День второй. Первые трудности» рассказывает о сложностях выстраивания комммуникации онлайн. Уже 20 марта в записи «День третий. Читаем Бахтина и смотрим Богомолова» Ирина Ивановна пишет о первых успехах своих студентов и об их энтузиазме:

«Сегодня все заняты освоением дистанционной программы нашего университета: и студенты, и преподаватели. Такой ответственности и слаженности я не видела давно. Студенты сами мобилизуются и помогают тем сокурсникам и преподавателям, которые еще не разобрались со сложным контентом платформы Microsoft Teams, и делают это с удовольствием, потому что это нужно всем»

25 марта Ирина Мурзак публикует дневник с говорящим названием «День четвёртый. Литература на грани нервного срыва, или За молчаливых отвечает пёс». Она пишет о том, что в онлайне для увеличения вовлеченности нужен новый, более индивидуализированный формат занятий, напоминающий «разговорный клуб», и рассказывает, как паузы, повисающие после ее вопросов, задаваемых в эфир, заполняет её пёс.
На пятый день, в конце первой недели «удалёнки», студенты Ирины Ивановны удивили собранностью, мотивацией и зрелостью суждений. Всё это, она предполагает — результат индивидуализации обучения в новом формате:

«Студенты, которые ходили на занятия через раз, вдруг стали выполнять творческие задания, например, по роману „Анна Каренина“. Катя Петухова написала работу, в которой доказала прием „энергии заблуждения“ (образ самого Л. Толстого и термин В. Шкловского) на материале сигаретного дыма и табака в романе. А как прочитали повесть „Отец Сергий“! все! Доказывали и рассуждали глубоко, подтверждая логику своих мыслей текстом. Потому что в основе этого принципа лежит их личная инициатива, самоорганизация, всё, что связано со становлением личного смысла, своей полезности, наконец»

В дни каникул, с 30 марта по 5 апреля, Ирина Мурзак пишет, что студенты не обрадовались отдыху — «День шестой. Мир под маской»:

«Вот неожиданный поворот. И отличники-зубрилы и прогульщики-троечники вовсе не обрадовались вынужденным каникулам. Они явились на онлайн-занятие всем составом, все изъявили желание писать проекты и выполнять творческую работу. „Пары“ в большой аудитории, разговоры глаза в глаза на семинарах и даже очные экзамены теперь можно записать с перечень самых заветных желаний соскучившихся по обычной учебе студентов»

Итоги каникул и начало новой учебной недели описаны в дневнике от 05 апреля «День седьмой. Острожно: фейки и другие глупости»:

Ирина Мурзак рассказывает, что студенты не бездельничали на каникулах, многие подготовили статьи и презентации для участия в конкурсе научных работ. И многие во время своих научных изысканий столкнулись с интернет-фейками, которыми кишит всемирная сеть: например, рассказом «Мальчики» в сборнике «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского!

Живопись онлайн: кот может всё испортить

Все преподаватели художественных дисциплин у студентов, которые учатся на направлениях «Изобразительное искусство», «Дизайн» и «Арт-технологии в ДПИ» ищут и вырабатывают сейчас новые методики работы. Очень сложно преподавать рисунок и живопись через глазок камеры ноутбука, планшета, или самое худшее — смартфона. Камера искажает цвета, рисунки отсвечивают, невозможность поправить работу и показать, что нужно переделать, непосредственно стоя рядом с мольбертом — с этими трудностями столкнулись все. При этом преподаватели-художники, как и Ирина Мурзак в своём «Дневнике», отмечают, что дистанционная форма работы естественным образом приводит к большей индивидуализации обучения, и многие студенты теперь получают больше внимания и профессионального общения с педагогами, чем в очном аудиторном формате.
О том, как идёт учёба по живописи и о путях преодоления сложностей рассказывает доцент кафедры Живописи и композиции Мария Ноздрачёва. Она ведёт занятия у студентов 2 и 3 курсов бакалавриата и у магистрантов:

«Самое важное, что нужно отметить в эти дни дистанта — то, что мы все чувствуем заинтересованность студентов, их желание работать. Желание настолько неудержимое, что даже в неделю каникул, которая была официально объявлена, они хотели продолжать учиться, и мы с ними находили возможности это делать. Вообще дистант привёл к тому, что контакт со студентами стал практически беспрерывным, чуть ли не 24 часа в сутки. Помимо часов занятий по расписанию, они присылают свои работы для консультации, очень многие советуются, спрашивают, что почитать или какие мастер-классы посмотреть. Мы сейчас, к сожалению, не можем показывать студентам поэтапный процесс работы над живописным произведением сами, поэтому ищем возможности дать им ссылки на материалы и ресурсы, размещённые в свободном доступе.

Конечно, трудно отвыкать от очных приёмов обучения. Рука с кистью сама тянется к экрану, чтобы что-то показать прямо на учебной работе. Мы нашли вот такое решение: студенты присылают мне свои работы, я захожу в графический редактор, вывожу на занятии на экран то, что они прислали, и онлайн показываю элементы, которые нужно изменить или исправить: сама что-то дорисовываю, помечаю стикерами, обвожу места, которые необходимо проработать. То же самое с более длительными заданиями — я на присланных работах студентов дорабатываю то, что необходимо, и высылаю им эти поправки.
В целом взаимопонимание со студентами — полное. Нет критических ситуаций, нет «потерянных» студентов или тех, кто чувствует себя в новых условиях беспомощным. Работа кипит, даже у тех, у кого плохо работает интернет — они всё равно вовлечены в процесс, получают задания, в том числе в MOODL’е, присылают работы, консультируются и в Teams, и по телефону. Ребята, которые живут в других городах, тоже очень активны. Они разъехались по домам и оттуда участвуют в онлайн-трансляциях, сдают зачёты.
Мы чётче стали придерживаться временных рамок учебного плана т.к. скоро начнутся просмотры, все студенты это понимают и вовремя выполняют задания к установленному сроку.
Ещё один полезный навык, который приобрели наши студенты в процессе дистанта — они сами делают учебные постановки. Практически все сейчас живут дома, и учатся ставить натюрморты, подбирать предметы под разные задачи: постановки «на сближенные» цвета, «на контрастные"и пр. Это важный новый опыт, которого у них не было во время очной аудиторной работы. Конечно, не обходится и без казусов — на последней трансляции вдруг я увидела, что студентка начала новую работу, а старая была очень даже достойной. Оказалось, прекрасную уже законченную композицию испортил кот!»

Практически все преподаватели рисунка, живописи, прикладных и проектных дисциплин пользуются возможностями соцсетей для творческого общения со студентами. Свои работы и профессиональные советы публикуют в Facebook и Instagram Виктор Дубровин, Пётр Чеканцев, Людмила Филиппова, Наталья Зинченко, Константин Мамонтов и другие. Мария Семёнова выложила в соцсети снятое дома на карантине видео мастер-класса по акварельной живописи (доступно ПО ССЫЛКЕ)
Константин Мамонтов. Пленэр. Рузский район Подмосковья, апрель 2020
Наталья Зинченко. Пленэр. Хутор Павло-Очаково, Таганрогский залив, Азовское море

«Настала ночь — пошёл топить воск…»

Доцент кафедры Декоративного искусства и дизайна Татьяна Ганова согласна с тем, что общение со студентами и между самими студентами стало гораздо теснее в дни дистанта. Всем очень не хватает очных встреч, которые ничем не заменить. О плюсах и минусах онлайн-обучения проектным и прикладным дисциплинам в её интервью:

«Младшие курсы в эти дни дистанционного обучения показали себя очень дисциплинированными, на все занятия — практически 100%-ная явка. Те, кто раньше «просыпал» первые пары и не успевал к 9 утра добраться в Институт, теперь присутствуют на занятиях, тем более, что у преподавателя есть возможность звонком разбудить студента и вызвать на занятие — вот такой неожиданный плюс онлайна.

Сложно давать комментарии и рекомендации первокурсникам по предмету «Композиция в декоративно-прикладном искусстве». Намного удобнее, конечно, было работать очно, пальцем показывать прямо на работе, что необходимо сделать…
Общаются все студенты в Teams с огромным удовольствием. Может быть, это не совсем педагогично, но так получается, что коммуникация выходит за границы профессионального общения. Группы сейчас стали дружнее, возможно, потому, что всех сейчас объединяют общие проблемы. Прелесть онлайна — мы теперь все знаем, у кого какие живут домашние питомцы. Во время занятий приходят кошки, у кого-то — собаки, у кого-то даже две замечательные крысы, которые тоже участвуют в учебном процессе.
Ещё один плюс онлайн-учёбы — то, что работы каждого сейчас обсуждаются целой группой. На очных практических занятиях это чаще происходило в форме индивидуальной беседы. Такое коллективное обсуждение, без сомнения, очень полезно для всех.
Наши магистранты — взрослые люди, у многих дети школьного возраста, которым сейчас тоже нужно организовать онлайн-учёбу, поэтому им сложнее по расписанию участвовать в трансляциях. Наше общение общение выходит далеко за рамки установленных часов занятий. Мы общаемся чуть ли круглосуточно. Например, имея троих детей, моя магистрантка Наталья Локтева не может днём организовать себе дома рабочее место для росписи ткани. Она отправляется «топить» воск для горячего батика только поздно вечером, когда дети легли спать, и присылает утром итог своих ночных трудов.
Некоторые виды творческих заданий возможно выполнять только в мастерских — это, к примеру, задания по керамике, роспись по дереву и пр. Преподаватели кафедры декоративного искусства и дизайна придумывают сейчас варианты альтернативных проектных заданий «на бумаге», которые заменяют работу «в материале». По работе в мастерских, конечно, все наши студенты очень соскучились, как и друг по другу — с нетерпением ждут возвращения очных встреч"

Вокал онлайн: от Москвы до КНР

Одной из самых активных в освоении онлайн-технологий обучения стала кафедра Музыкального искусства ИКИ. В первые дни перехода на дистант педагоги кафедры записали два актуальных музыкальных видеоролика «на злобу дня».

Первый ролик был адресован студентам МГПУ, в нём директор ИКИ Ирина Левина, профессор Ольга Грибкова и доцент Сергей Новиков спели «Оду Дистанту» на мотив песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Главное, ребята, сердцем не стареть».

В последние дни каникул на сайте МГПУ в тексте обращения к преподавателям университета ректора Игоря Реморенко был опубликован новый видеоролик, подготовленный кафедрой музыкального искусства, преподавателями Института иностранных языков МГПУ с помощью наших коллег из Управления информационных технологий. В этом видео преподаватель вокала Екатерина Сибиренкова исполняет песню «Мы справимся: дистант продолжается»
Сейчас на кафедре музыки успешно проходят онлайн индивидуальные и групповые занятия по вокалу и всем дисциплинам учебного плана. Наступает пора экзаменов, первый модульный экзамен у 2 курса АДВ в MS Teams принимала комиссия — заведующая кафедрой профессор Любовь Уколова, доценты Сергей Новиков, Шанжун Цзян, Ирина Кудринская (Сокерина). На экзамене была 100%-ная явка — присутствовали все, и даже 5 наших студентов из КНР

Вокалисты

Семёнова ролик по акварели

мастерские

Артисты — инстаграм и Финягин с Яцко



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»