Навыки бесконфликтного общения, технологии управления продуктивностью школьной команды, предоставления развивающей и мотивирующей обратной связи были отработаны школьными управленцами в симуляционной среде.
Руководители семнадцати образовательных организации столицы Удмуртской Республики во главе с начальником управления образования Администрации города Ижевска Натальей Гвоздковой, используя тренажер «Успех каждого ребенка», повысили свою компетентность в области формирования у учащихся мотивации достижений и эмоционального интеллекта, а также приняли более 600 управленческих решений, работая на симуляторе «Эффективный руководитель образовательной организации».
Тренажер «Эффективный руководитель образовательной организации» — это виртуальные школы с виртуальными коллективами, виртуальными детьми, их родителями, образовательным процессом, бюджетом. Симуляционная среда — это модель, всегда основанная на правилах реальной деятельности. Поэтому надо признаться, что «виртуальное» все это только отчасти. В основе школ, образующих тренажер, все параметры реально существующих образовательных организаций.
В тренажере «Эффективный руководитель образовательной организации» происходит симуляция всех управленческих процессов, в которые вовлечены директор школы и его заместители в реальной жизни. Преимущество этого тренажера, как и любого другого симулятора в том, что директор, заместитель директора школы или студент, работающие с ним, будут видеть результаты всех своих принятых и не принятых решений в режиме «здесь и сейчас», при этом без негативных последствий для реальной школы.
— Полученные нами сегодня инструменты — это возможность задать новый вектор, направление работы наших школьных управленческих команд. Конечно, мы бы хотели, чтобы использовать тренажеры симуляционного центра в образовании МГПУ могли все школы Ижевска, а не только приехавшие сегодня на стажировку, — отметила начальник Управления образования Администрации города Ижевска Наталья Гвоздкова.
Преимуществом симуляционного обучения является возможность многократно повторять профессиональное действие до выработки уверенного выполнения профессиональных навыков уже в реальной практике. Тренажер «Успех каждого ребенка», например, дает такую возможность в части освоения принципов формирования у детей эмоционально интеллекта и мотивации достижений. В основе этого симулятора виртуальные ученики, постоянно попадающие в самые разные ситуации, взятые, опять-таки, из реальной школьной жизни и вы (директор школы, классный руководитель, педагог, студент) со своими репликами и поступками в отношении этих детей.
Тренажер интересен подробной обратной связью, которую вы получаете в результате каждого своего взаимодействия с виртуальным ребенком. То есть (если очень примитивно), например, сказали вы: «сиди и слушай», при этом грозно на ученика посмотрев, и тренажер тут же покажет на диаграмме как меняется психологический профиль вашего ученика, предоставит вам подробную обратную связь, где пояснит как виртуальный Ванечка «услышал» ваши слова, каким будет его дальнейшее внешнее и внутреннее состояние, его действия. Если вас эта реакция ребенка устраивает, тренажер предлагает вам следующий кейс, а вот если не устраивает, то вы можете попробовать по-другому выстроить коммуникацию с виртуальным ребенком, увидеть ее результаты. В тренажёре три уровня, и даже если вас реакции ребенка устраивают, но ребенок при этом находится в стрессе, его доверие к вам падает, а вера в свои силы испарилась, то тренажер не даст вам перейти на следующий уровень. Тренажер помогает сформировать собственный педагогический стиль для эффективной коммуникации с каждым ребенком, приводящей к высоким личностным образовательным результатам.
— Тренажер «Успех каждого ребенка» не рассказывает, как правильно действовать. Он предлагает к решению педагогические задачи — практические кейсы, которые собраны в школах, а не придуманы нами. Мы, когда его разрабатывали, моделировали действия учителя, классного руководителя, которые могли быть алгоритмизированы и рассмотрены через конкретные показатели результативности (индикаторы). Тренажер фиксирует все по индикаторной шкале и делает отчет (анализ) — это его диагностическая функция. Кроме диагностической функции тренажер выполняет функцию развивающую, обучающую. Она реализуется через систему обратных связей по каждому взаимодействию с виртуальным ребенком, — рассказал директор симуляционного центра в образовании Алексей Рытов.
Помимо работы на тренажерах директора школ Ижевска прошли тренинг, направленный на формирование уверенного стиля коммуникации, сохранение эмоционального самоконтроля, способности «держать удар» в трудных ситуациях, не впадая в агрессию или неуверенность. Участникам тренинга были предложены для использования в работе алгоритмы и практические методы ассертивного поведения, бесконфликтной коммуникации, разрешения конфликтов, стресс-менеджмента.