Для современного вуза просто необходимо постоянное общение с потенциальным работодателем его будущих выпускников. Университеты должны чутко отзываться на потребности рынка труда, поскольку профессиональная самореализация выпускников является одним из ключевых показателей успешности образовательной организации. Диалог с работодателем одинаково интересен и для студентов, и для преподавателей нашего института.
Ниже мы помещаем интервью с Никитой Владимировичем Аникиным — ученым секретарём Государственного центрального музея современной истории России (ГЦМСИР), одного из самых крупных и динамично развивающихся российских музеев.
На фото Н.В. Аникин на дискуссии о популяризации истории, на книжном фестивале на Красной площади, на заседании круглого стола «Остался ли сегодня цвет у Гражданской войны?».
Никита Владимирович, бывая в Музее современной истории, удивляешься не только уникальности экспонатов и качеству экспозиций. Радует постоянное присутствие в зале молодых посетителей. Как сегодня музейное сообщество определяет интересы и потребности студенческой аудитории, чем привлекает её?
В принципе, мы рассматриваем студентов в фокусе более широкой группы — молодежь от старших школьников до людей, недавно закончивших вуз.
Исходя из нашего опыта, это весьма искушенная и требовательная с точки зрения внешней стороны подачи музейного контента публика — многие бывали в европейских музеях, да и в Москве сейчас есть выставочные площадки очень высокого уровня. С другой стороны, реалии сегодняшнего дня заключаются в том, что люди, круглосуточно имея под рукой гаджеты, постоянно «обитая» в пространстве Интернета, как правило, не слишком глубоко знают историю.
В связи с этим мы пытаемся совместить современные мультимедийные технологии с традиционными образовательными музейными подходами, так, чтобы молодые люди в привычной им форме могли получить доступ к знаниям.
Государственный центральный музей современной истории России — один из крупнейших российских музеев исторического профиля. Для института гуманитарных наук МГПУ важен постоянный мониторинг потребностей потенциальных работодателей наших выпускников. Скажите, пожалуйста, запрос на какие профессиональные качества молодого сотрудника музея сейчас наиболее актуален?
В первую очередь необходимы молодые люди с хорошим знанием иностранных языков, имеющие хорошие базисные знания в области истории и педагогики — музей расширяет образовательные и экскурсионные программы, в том числе направленные на специфические аудитории, например, детей с ограниченными возможностями здоровья. Ну и традиционно, в туристический сезон у нас много иностранных посетителей.
Эта информация будет с радостью воспринята студентами нашего института, в котором бакалавры учатся на таких направлениях, как: Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: история и иностранный язык); История; Зарубежная филология (Английский и немецкий языки и зарубежная литература) и др. Обозначенному Вами тренду соответствует и профиль нашей магистерской программы «Историко-культурный туризм и музейная педагогика (со знанием иностранного языка)».
На фото генеральный директор ГЦМСИР И.Я. Великанова, Н.В. Аникин и Председатель Комиссии по образованию Московской городской думы, выпускник и член Попечительского совета МГПУ А.И. Молев на дискуссии, организованной музеем.
Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии музея со школьными и вузовскими педагогами.
Школьная аудитория — одна из основных для нашего музея. Более того, в последнее время мы разработали несколько мультимедийных образовательных проектов, рассчитанных именно на учителей — это проекты «Учим и учимся» и «Конституция моей страны», посвященные современному этапу российской истории, в преподавании которого возникает особенно много сложностей в связи с недостатком дидактических материалов. Исходя из этого мы адаптировали наши мультмедийные ресурсы, используемые на экспозиции, под задачи школьных преподавателей; все они доступны бесплатно в режиме онлайн.
На фото студенты ИГН МГПУ на одном из занятий проекта ГЦМСИР «Учим и учимся».
Как Вы в свое время выбрали работу в музее? Почему находите её интересной?
Честно говоря, никогда не предполагал, что окажусь в музее, это было во многом случайностью. Тем не менее, сейчас уже мне сложно представить себя вне музейного мира. Со стороны часто музеи ассоциируются с академичными, неторопливыми учреждениями, где жизнь протекает плавно и размерено. На самом деле это совсем не так. Вряд ли сегодня в сфере культуры можно найти более динамично меняющиеся и развивающиеся институты, чем музеи.
Расскажите, пожалуйста, о планах музея. Какие проекты готовит музей? На какие выставки приглашает?
В первую очередь это выставка «Конституция моей страны», которая будет работать до середины апреля. Специально для нее мы записали серию интервью с людьми, причастными к созданию Основного закона: С.М. Шахраем, О.Г. Румянцевым, С.А. Филатовым, М.А. Федотовым, М.А. Митюковым.
В наступающем году мы планируем открыть новые залы постоянной экспозиции, посвященные Первой мировой войне. После ремонта и реэкспозиции открывается наш отдел на Садовнической улице, в котором разместятся мемориальная квартира автора плана ГОЭЛРО Г. М. Кржижановского, экспозиция по истории Замоскворечья и часть фондов в режиме Открытого хранения.
Что бы Вы пожелали студентам и преподавателям в новом году? Какой бы совет дали тем, кто в 2019 году заканчивает обучение в вузе и выбирает место работы?
Не буду оригинальным — здоровья, удачи, успехов и хорошего настроения.
А насчет выбора работы — постараться максимально четко сформулировать для себя, чем именно вы хотите заниматься и в чем ваши наиболее сильные стороны.
На фото студенты ИГН МГПУ среди участников мероприятия в Государственном центральном музее современной истории.