21 июня 2022 года в Альметьевске стартовал новый виток проекта «Татнефть и детство. Диалог с будущим», который МГПУ курирует с 2018 года. Встреча началась с установочного семинара, в нем приняли участие заведующие и старшие воспитатели 21 детского сада из 8 муниципальных районов юго-востока Татарстана. Эти детские сады стали победителями открытого конкурса и приехали в Альметьевск, чтобы увидеть, каких результатов достигли их коллеги, работавшие в проекте при поддержке МГПУ и ПАО «Татнефть» с начала проекта, и к чему они могут стремится, вступая на этот путь.
Гостей принимали три муниципальных и один частный детский сад. Их педагогические команды показали развивающую предметно-пространственную среду, где каждый метр работает на поддержку детской игры, развитие инициативности, самостоятельности, творчества и мышления. Где у детей, благодаря финансовой помощи ПАО «Татнефть», есть современные спортивные 3D-комплексы, материалы для конструирования «Бабашки», уличный ростовой конструктор. В этих детских садах есть регулярное методическое сопровождение, которое осуществляют ведущие эксперты в области дошкольного образования (сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, Сергей Плахотников, Наталья Титова, Елена Аккуратова и другие). А благодаря вовлеченности родителей, воспитанники этих детских садов имеют неструктурированные материалы (картонные коробки, лоскуты тканей, упаковки от продуктов, бруски, спилы и многое другое), которые открывают огромный простор для творчества. Такой концентрации развивающихся дошкольных практик нет, пожалуй, ни в одном городе России.
При всем разнообразии педагогических решений всех участников первого этапа проекта объединяет «стержень» — международный инструмент развивающей оценки качества Шкалы ECERS. Именно этим направлением — «Оценка и развитие качества образовательной среды с помощью шкал ECERS» — руководит в проекте ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяна Ле-ван. С самооценки, а затем и независимой экспертизы новым детским садам проекта предстоит начать работу.
Гости также увидели, как в альметьевских садах реализуются разнообразные комплексные и парциальные программы, и оценили, насколько свободно, раскрепощенно и вместе с тем осознанно-организованно вели себя воспитанники этих садов. Каждый участник семинара отметил, что такой эффект нельзя продемонстрировать искусственно.
После посещения садов гости встретились, чтобы больше узнать о деталях проекта и обсудить свои впечатления. В их высказываниях звучало восхищение, ощущался интерес к такому подходу в работе. Были высказаны идеи о ближайших шагах по изменению среды, твердо чувствовалось намерение глубже разобраться в том, каким путем им предстоит пройти. «Оказывается, так можно!» и «Я тоже хочу так работать!» были самыми расхожими цитатами. Многие отметили, что видна не только командная работа коллективов, но и сильная поддержка родителей, которые разделяют ценности свободного и инициативного детства.
До конца 2022 года сотрудники МГПУ проведут в рамках проекта обучение педагогов новых садов по шкалам ECERS, помогут образовательным учреждениям провести самооценку и составить программу развития в проекте, организуют серию семинаров для заведующих по управлению развитием качества.
Узнать больше о прошедшей встрече можно по ссылкам: «Качество образовательной среды»; «Дети и воспитание: качество каждого дня»; «В детских садах юго-востока РТ обновляются образовательные программы».