Top.Mail.Ru

Диагностика готовности к школьному обучению детей с тяжёлыми нарушениями речи

В рамках «Дней науки МГПУ-2024» прошёл мастер-класс «Диагностика готовности к школьному обучению детей с тяжёлыми нарушениями речи». Мастер-класс был проведён кандидатом психологических наук, доцентом кафедры логопедии, научным сотрудником лаборатории инклюзивного образования ИСОП Скребец Татьяной Викторовной.

Детям с тяжёлыми нарушениями речи не легко адаптироваться в современном мире. А учиться в школе им ещё тяжелее! Специалисты помочь таким детям. Для этого нужно провести диагностику готовности к школьному обучению, выявить трудности, наметить пути коррекционно-развивающей работы и реализовать её. В настоящее время в школе много детей, которые с трудом овладевают письменной речью. Часто причиной является несформированность функциональных предпосылок, которые обеспечивают базу письменной речи. К ним относятся: внимание, кратковременная и словесно-логическая память, слухо-моторные координации, графо-моторные навыки.

Операциональные предпосылки письменной речи — это компоненты и действия, входящие в состав письменной речи как деятельности. К ним относятся: фонематический анализ; действия с лексемами (словами); графомоторные программы; мотивация письменной речи; решение орфографических задач; проверочное чтение как одна из форм последующего контроля результатов письменной деятельности.

Согласно адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, к особым образовательным потребностям обучающихся данной категории относятся:

  • выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
  • организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
  • создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
  • возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью.

Современный логопед должен владеть методиками оценки и готовности ребёнка к школьному обучению и формирования базовых предпосылок овладения письмом и чтением. Это и стало содержанием мастер-класса. Студентам в период обучения важно овладеть компетенциями, связанными с диагностической и коррекционной работой.

На мастер-классе студенты четвертого курса обсуждали предпосылки готовности к школьному обучению, проводили диагностику интеллектуальной и психологической готовности к школе и сами выполняли задания.

Фото: МГПУ



Старший ребенок командует младшим: что делать?


05 января 2025 г.


Доцент МГПУ, педагог-психолог Юлия Челышева рассказала читателям издания «Мел», как родителям вести себя, если старший ребенок постоянно командует младшим

«Учительская газета» про педагогические сказки Андрея Иоффе


03 января 2025 г.


«Учительская газета» опубликовала две новые педагогические сказки Андрея Иоффе: героями новых сюжетов стали отличник-тихоня Саша Батонов, двоечник-хулиган Миша Бутонов и Коля Колобков