Одной из интересных статей, вошедших в сборник материалов по итогам второго съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик, стала работа младшего научного сотрудника лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Татьяны Мысиной и лаборанта-исследователя лаборатории Антона Агапова.
«Деятельностному педагогу деятельностный экзамен!». Новый формат оценочных процедур" — так называется статья, рассказывающая об опыте реализации экзамена в магистратуре по подготовке тренеров-технологов. Что же представляет собой деятельностный экзамен, зачем он нужен и чем отличается от традиционного?
Такой формат обусловлен тем, что магистранты, обучающиеся по программе «Тренер-технолог деятельностных образовательных практик», осваивают компетенции, которые позволят им проектировать, реализовывать и сопровождать деятельностный подход в образовании. При этом руководители учебной программы исходят из гипотезы, что освоение студентами данного подхода возможно, если обучение и оценка образовательных результатов в магистратуре организованы с учётом принципов деятельностной педагогики на основе проблемно-задачного подхода. Таким образом главная цель при проектировании деятельностного экзамена — сделать содержательную рефлексивную составляющую не менее важной, чем диагностическую.
Экзамен состоит из нескольких этапов:
- подготовка (сбор и оформление учебных материалов, работа с основными понятиями курса);
- воссоздание ситуации возникновения понятия (задача— выбрать одно понятие и описать ситуации, которые привели к возникновению необходимости понятия в жизни, профессиональной или учебной деятельности);
- инструментализация понятия (магистранту нужно спроектировать и провести 20-минутную игру, в результате которой остальные участники экзамена смогут освоить понятие, с которым работает группа);
- представление и обсуждение результатов (рефлексивные выступления групп о результатах работы).
Анализируя результаты экзамена, команда преподавателей магистратуры смогла выявить ряд дефицитов, важных для перепроектирования некоторых аспектов магистерской программы. Одна из проблем, которая возникла с введением нового формата оценочной процедуры, связана с затруднением экспертов в оценивании результатов работы магистрантов. Для её решения в дальнейшем будут разработаны экспертные карты.
Ещё одним важным направлением работы является предъявление и своего рода институционализация нового формата оценочных процедур, что может потребовать его теоретического обоснования и апробации инструментального обеспечения. Однако бесспорно то, что подобный экзамен имеет высокий потенциал развития игрового формата оценочных процедур в рамках данной магистерской программы.
Узнать подробнее об этапах проведения деятельностного экзамена можно в статье «Деятельностному педагогу деятельностный экзамен!». Новый формат оценочных процедур".