Открытый всероссийский форум «Детство равных возможностей» состоялся 16 декабря 2022 года в Перми. Цель форума — презентация опыта работы модели преемственности дошкольного и школьного образования. Участники форума — представители органов власти, руководители и работники образовательных учреждений, ученые в сфере образования и детства, педагоги.
На пленарной дискуссии были рассмотрены вопросы преемственности всех уровней образования в современной среде в свете реализации новой концепции дошкольного образования (Кондаков Александр Михайлович, д.пед.н., генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО), эффекты реализации муниципального проекта «Детство равных возможностей» в г. Перми (Карпушин Николай Яковлевич, д.пед.н., заместитель генерального директора ООО «Мобильное электронное образование», Деменева Анна Анатольевна к.фил.н., начальник департамента образования администрации города Перми), вопрос формирования функциональной грамотности в дошкольном возрасте (Карабанова Ольга Александровна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, член-корреспондент РАО) портрет современного ребенка в конвергентной семейной и образовательной среде (Солдатова Галина Владимировна, д.п.н., профессор факультета психологии МГУ, академик РАО).
Директор Зеленоградского отделения — института делового администрирования МГПУ Светлана Николаевна Литвинова выступила в качестве эксперта и спикера на дискуссионной площадке, посвященной сетевой модели преемственности ДОУ и СОШ и социальным эффектам ее реализации. В своем докладе Светлана Николаевна представила преемственность в образовании как условие непрерывности образования. Образование проходит через всю жизнь человека, и в контексте этого меняется понимание сущности преемственности с точки зрения будущности. Преемственность с точки зрения будущего влияет на личностный рост ребенка и способствует успешному проживанию детства и радостному проживанию образовательных результатов. Также была представлена экосистемная характеристика изменений в образовании с ядрами персонификации и новыми горизонтами образовательной экосистемы.
С экспертной точки зрения Светлана Николаевна выделила в представленных практиках коллег из пермских ДОУ и СОШ следующие ключевые позиции — проактивную субъектность, компетенции преемственности «воспитатель+учитель», совместную деятельность и образовательное событие как условие преемственности. И именно проактивная субъектность может становиться ядром и центром притяжения, охватывая форматы развития компетенции, образовательные события и др.
Светлана Николаевна отдельно остановилась на вопросе развития навыков будущего с учетом законов развития и реальности, в которой растет и развивается ребенок, и подчеркнула, что главным в образовании является научить ребенка мыслить, и это будет возможно в том числе через формирование мышления будущего у педагогов.
Запись выступления спикеров Форума можно посмотреть по ссылке.