Сотрудники Института системных проектов МГПУ не только ведут активную научную деятельность, но и внедряют практические разработки в систему образования.
Так, например, сейчас в нескольких школах столицы Лаборатория проектирования деятельностного содержания образования и Лаборатория развития ребенка начали проектирование перехода между уровнями общего образования, а именно из детского сада в начальную школу. Он предусматривает изменение формата занятий в подготовительной группе и введение специального стартового модуля для первоклассников «Первый раз в первый класс». Каковы же его основные направления?
- Сотрудничество. Для того чтобы в школе дети могли сотрудничать — то есть действовать содружественно, самостоятельно разрешая возникающие противоречия, приходить к общему решению задачи или заявлять о несогласии — еще в детском саду они должны получить опыт решения задач в малых группах. И воспитателю для этого надо учить договариваться, ориентироваться на партнера
и т. д. - Развитая игра. Бытует мнение, что игра и школа — понятия полярные. Но на самом деле это огромная ошибка: такие важные для современной школы учебные умелости, как постановка задачи, внутренний план действий, вызревают именно в игре, развитом воображении. Да, именно умение оторваться от видимого плана, от детали и обнаружить возможности, новое целое — одна из предпосылок теоретического мышления.
- Инициативность и самостоятельность. Инициативное действие подразумевает произвольность: ведь собственную идею нужно не только выдвинуть, но и довести до воплощения. Эти качества дети развивают еще в детском саду, например, в проектной деятельности, когда у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать тему проекта, разработать его план, задать вопросы и обдумать результаты. Только при таком распределении ролей, когда дети активные субъекты, а не просто исполнители, закладывается учебная самостоятельность, появляется опыт, а за ним и умения совершать осознанный, аргументированный выбор, соглашаться или не соглашаться со сверстниками, аргументируя свои суждения.
«Главная идея перехода между уровнями образования заключается в том, — делятся сотрудники лабораторий, — чтобы детский сад и школа решали свои задачи, а не пытались заимствовать чужие. Если в саду станут важнейшими ценности игры, инициативности, воображения, умения сотрудничать, а в школе — учебной деятельности, учебной самостоятельности, то задачи полноценного проживания детства и подготовки к следующей образовательной ступени перестанут противоречить друг другу. Сегодня проблема преемственности между детским садом и школой — это прежде всего вопрос перемен и в саду, и в школе, и уже с учетом этого — построение нового договора о сотрудничестве».
Источник: Учительская газета