Исследование показало, что дети раннего возраста в XXI веке начинают взаимодействовать с цифровыми устройствами уже с 6−12 месяцев. К двум годам более 80 процентов детей умеют пользоваться сенсорным экраном, а к трем годам около 50 процентов детей самостоятельно играют в мобильные игры.
При этом базовые потребности детей в эмоциональном контакте и физическом взаимодействии с близкими взрослыми остаются неизменными. Однако характер этого взаимодействия меняется. По данным исследования, современные родители проводят на 30 процентов меньше времени в непосредственном общении с детьми по сравнению с началом 2000-х годов.
Ученые отмечают рост осведомленности родителей о важности раннего развития. 75 процентов опрошенных родителей считают необходимым начинать целенаправленное развитие ребенка до трех лет, в то время как в начале 2000-х годов такого мнения придерживались лишь 30 процентов родителей.
Однако это приводит и к негативным тенденциям. 40 процентов родителей признались, что стремятся к «интенсификации» развития ребенка, часто игнорируя естественные закономерности этого процесса. Каждый третий ребенок в возрасте до трех лет посещает более двух развивающих занятий в неделю.
Исследование выявило изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями с учетом современных информационно-коммуникативных реалий. 60 процентов родителей признались, что используют цифровые устройства для занятия ребенка, когда им нужно выполнить свои дела.
Профессор Шахманова подчеркивает необходимость проведения дальнейших фундаментальных исследований в области психологии и педагогики раннего детства. За период с 2000 по 2022 год по проблемам психологии и педагогики развития детей раннего возраста защищены только 42 кандидатские диссертации, что явно недостаточно для полного понимания происходящих изменений.
Исследователи МГПУ выделили ряд ключевых вопросов для дальнейшего изучения. Среди них: особенности когнитивного и социального развития современных детей раннего возраста, влияние цифровых технологий на формирование привязанности, изменение родительских установок и практик воспитания.
Результаты исследования указывают на необходимость пересмотра подходов к организации среды для детей раннего возраста. Ученые рекомендуют сочетать традиционные методы развития с новыми технологиями, при этом уделяя особое внимание непосредственному эмоциональному контакту между ребенком и взрослым.
Исследование МГПУ открывает новые перспективы в понимании современного раннего детства и ставит важные вопросы перед педагогическим сообществом. Оно подчеркивает необходимость постоянного обновления знаний о развитии детей и адаптации педагогических подходов к меняющимся условиям XXI века.