В Москве открылась регистрация на городские научно-практические конференции «Инженеры будущего», «Наука для жизни» и «Старт в медицину». Их основная аудитория — ученики предпрофессиональных классов столичных школ. Они защищают свои исследования и разработки перед экспертным жюри, в которое входят представители ведущих вузов страны и работодателей из разных отраслей. Старшеклассники, ставшие победителями и призерами конференций, могут получить при поступлении в университет до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ.
Конференции проходят в Москве ежегодно. В прошлом учебном году на участие в них подали более 20 тысяч заявок, а авторы более 900 проектов и исследований завоевали призовые места. В День российской науки расскажем о некоторых из них.
Не Брайлем единым
Ученик школы № 1770 Виталий Капустин представил проект методического набора для слепых и слабовидящих GraficHelp, который может позволить незрячим людям изучить графики функций тактильным способом. Дополнительно платформа, которую изобрел школьник, может строить диаграммы, что значительно облегчит жизнь многим школьникам с особенностями здоровья.
Школа — школе
Андрей Колясников из школы № 2030 взял за основу своего исследования изучение синтеза наноматериалов. Он разработал проект устройства, которое способно частично автоматизировать этот процесс и настроить его под требования школьных лабораторий.
На момент представления проект уже находился на финальных этапах разработки. Возможно, совсем скоро московские школы смогут пользоваться единой системой автоматизированной лабораторной практики.
Разработка, которая может потрясти мир
В школе № 2030 научная фантазия учеников выходит далеко за пределы учебы. Так, Герман Тюрин представил проект, который сможет в будущем помочь бороться со стихийными бедствиями. Залогом предотвращения подобных трагедий станет система мониторинга сейсмической защиты территории. Как объясняет сам Герман, основная цель подобного изобретения — создать пассивную систему, которая может в автономном режиме следить за активностью конкретного объекта и состоянием корпуса. Это вполне может обезопасить целое поселение или предприятие.
В музей, не выходя из дома
Дарья Барабанова, ученица школы № 1584, понимая, что мир постепенно интегрируется с виртуальным пространством, предложила свой проект, направленный на сохранение культурного наследия города — фотопанорамные 3D-VR туры на примере проектов: «Виртуальный музей московского метрополитена», «Вечерняя Москва» «Павильон авиации и космонавтики № 34 ВДНХ».
И хотя эта идея не самая новая, сейчас особенно важно внедрять ее повсеместно, чтобы поднять популярность музеев и сделать их доступными для маломобильных слоев населения.
Гамбит будущего
Известная игра может стать еще увлекательнее: Кирилл Косухин, ученик школы № 1636, представил разработку автоматизированных шахмат с голосовым управлением. Специальное устройство помогает перемещать фигуры голосом: ассистент распознает команды игрока, который играет против искусственного интеллекта, и автоматизирует весь процесс.
Все это помогает сделать игру более инклюзивной и доступной как для новичков, так и для опытных шахматистов.
Спасение для осанки
Сидячий образ жизни — бич нашего времени, и вопросы здоровой осанки поднимаются в медицинском сообществе все чаще. Можно постоянно одергивать себя, а можно обратить внимание на изобретение ученика школы № 641 имени С. А. Есенина. Сергей Хранцкевич представил разработку умного корректора осанки, который с помощью датчика отслеживает положение спины и подает сигналы носителю.
Он не планирует останавливаться на достигнутом и в перспективе думает о разработке приложения. В нем можно будет увидеть данные об осанке, датчик активности и шагомер.
Здоровье в порядке, спасибо роботу-компаньону!
Как не забыть принять лекарство? Можно, конечно, ставить напоминания в календарь или вести специальный чек-лист, но ученица школы № 1580 придумала идею получше. Ксения Фролова представила разработку медицинского робота с возможностью выдачи препаратов и системой напоминаний о приеме.
Задумка сочетает в себе функционал робота-компаньона и автоматической таблетницы. Она автоматически выдает лекарства, оповещает о времени их приема, контролирует жизненные показатели и даже может поддерживать связь с врачами и родственниками пользователя. Ученица также разработала приложение, которое проводит мониторинг загруженности таблетницы и отслеживает статистику приема. Теперь здоровье точно под контролем.
Представлять свои разработки и изобретения, постоянно искать новые горизонты развития и погружаться в мир науки учат в предпрофессиональных классах школ Москвы. Сегодня они открыты в 70 процентах столичных школ, а учится в них более 40 тысяч человек — свыше трети всех старшеклассников города. По новому стандарту предпрофессионального образования обучение для них строится по партнерской схеме «школа — колледж — вуз — отраслевой партнер», каждый участник которой дает детям уникальные знания и навыки для осознанного выбора будущей специальности и полного погружения в профессиональную среду. Подробнее узнать о предпрофессиональном образовании можно на сайте «Школа.Москва».
Проекты предпрофессионального образования курирует Институт развития профильного обучения МГПУ.
Источник: Российская газета
Фото: пресс-служба Департамента образования и науки Москвы