Опыт 1.
В Москве прошёл обновлённый фестиваль «Большая перемена»
Когда-то фестиваль «Большая перемена» был театральным. Профессиональные театры для детей из нашей страны и из-за рубежа показывали на его площадках самые новые и необычные и спектакли. А к профессионалам прибавляли 1−2 спектакля лучших детских театральных коллектива России. Были, конечно, и мастер-классы, и разные необычные затеи, как, например, фотосалон, где дети и родители могли фотографироваться в театральных костюмах и аксессуарах. Фестиваль проходил не только в Москве, но и в других городах России.
В этом году случился крутой поворот. Большая перемена стала фестивалем всех искусств. Много внимания было уделено книжкам и чтению. Зарубежные коллективы из программы исчезли, и организаторы сосредоточились на изучении и пропаганде национального наследия. Были интересные спектакли и мастер-классы. В том числе и Детский музей «Дом семейных традиций» очень атмосферно провёл свои занятия, посвящённые искусству письменности и семейным гербам. Но без диалога с иными культурами и традициями показалось как-то бедновато. И очень грустным показался день круглого стола для педагогов. Не смотря на то, что главный редактор журнала «Искусство в школе» А.А.Мелик-Пашаев сделал интереснейшее сообщение о значении творчества для душевного здоровья человека, а редактор издательства «Просвещение» Е.А.Кочерова очень интересно рассказала о ресурсах и дефицитах современных учебников по искусству, было ощущение, что общности нет. Казалось, каждый вновь открывает для себя педагогику искусства с нуля. Каждый живёт на своём отдельном маленьком островке. И максимум, что мы можем, это приветливо помахать рукой с острова на остров.
Для кого: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родителей и педагогов.
Где: Еврейский музей и центр толерантности и Театр труда
Опыт 2
Лекция и тренинг «Искусство в движении или театр у вас дома» Роуз Ваймен и Адам Леджер (Dr Rose Whyman и Dr Adam J. Ledger), Department of Drama and Theatre Arts, Великобритания (куратор проекта: Наталья Гончарова) знакомили педагогов с тем, что для Британии повседневно, а для нас — зона ближайшего развития.
За эти 2 дня были представлены примеры того, как можно работать с особыми актерами в театре и кино, и как можно создавать спектакли, учитывающие различные потребности особых аудиторий. Коллеги привезли нам новый термин — relaxed performance — который можно перевести как показ спектакля в режиме «анти-стресс». Нарушение традиционных театральных норм поведения (в зале не гасится свет, зрители могут при необходимости выйти и вернуться, рамка условности театрального спектакля и возможные резкие звуковые и другие эффекты объясняются в начале) даёт возможность зрителям с инвалидностью, старикам и малышам смотреть спектакль в дружественной для них среде.
Для кого: Для театральных педагогов.
Где: Центр им. Мейерхольда
Опыт 3
Семинар, посвященный проблематике «эмоционального интеллекта»: его природе, методам и приемам его развития с акцентом на образовательный процесс прошёл в МГПУ. Международный спикер семинара — эксперт по вопросам эмоционального интеллекта, профессор Школы гештальтпсихологии в Пизе, профессор Института SAT, автор исследований в университетах Италии, США, Франции, Испании, клинический психолог Никола Фуско, ученик и коллега Клаудио Наранхо.
Что было интереснее всего? Итальянский темперамент. Манера думать и говорить человека другой культуры. Академические знания, представленные спикером и его общегуманитарные размышления о природе человека и судьбе планеты для тех, кто занимался когда-либо схожей проблематикой, не могли быть открытием. Тренинг на установление контакта с самим собой и партнёром, был приятным, творческим, но в общих чертах тоже знакомым. А вот ощущение иной ментальности было чарующим. И, может быть, это вообще самое главное во встречах с зарубежными спикерами: почувствовать, что в нас общего и разного и найти точки диалога.
Для кого: Для педагогов, студентов и магистрантов МГПУ.
Где: МГПУ
Опыт 4
Независимая исследовательская лаборатория «Theatrum Mundi» об особенностях текста в партисипативном театре. Это было невероятно интересно — размышлять с Юлией Лидерман, Марией Неклюдовой, Валерием Золотухиным, Галиной Шматовой, Варварой Склез и другими о книге Клары Бишоп и об особенностях текстов в партисипативном театре разных лет конца XX и начала XXI века.
Тезис Клары Бишоп о том, что партисипативный театр имеет право на существование, только в том случае, если зритель является выразительным средством в палитре художника, требует ещё очень и очень долгого осмысления. Мысль о том, что социальный театр, прежде всего, ТЕАТР, то есть искусство, и только тогда может иметь социальные смыслы также кажется невероятной важной для осмысления.
Лаборатория «Theatrum Mundi» невероятно щедра на размышления и открыта для всех интересующихся. Грех не воспользоваться этой щедростью.
Для кого: Для театроведов и театральных критиков, студентов и педагогов гуманитарных Вузов.
Где: Электротеатр «Станиславский»
Когда: в течение театрального сезона
Опыт 5
Чтения памяти Л.А.Сулержицкого—2017 проходили четыре дня в самых разных пространствах. В этом году у нас почти не было зарубежных гостей, только коллега из Финляндии, да и иногородних было немного: кроме Москвы и Подмосковья — Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Вообще встреча была не многолюдной. Все дни «Чтений» мы ощущали острый кризис идей и кризис педагогики искусства в целом.
Были очень интересные сообщения. В том числе во второй день встречи в здании МГПУ на Каменной Слободе был замечательный доклад переводчика Ольги Варшавер о современной детской литературе и очень живой рассказ актёра и режиссёра Алексея Шашилова об особенностях повествования в спектаклях для самых маленьких. Чудесными были пластические тренинги директора школы-интерната для глухих детей Владимира Чикишева и старшего научного сотрудника кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Аиды Айламазьян. После этих тренингов солнышко внутри участников начинало светить ярче. И очень интересными были размышления о природе постдраматического театра искусствоведа и учителя литературы Елены Гордиенко и режиссера Антона Маликова. Но ощущения целостности не случилось.
Самые горячие страсти разгорелись вокруг социальных театральных проектов, о которых рассказывали руководитель проекта «Эпоха Просвещения» в БДТ Александр Демахин и менеджер проекта «Class-act» Мария Крупник. Во время этих сообщений и дебатов вокруг них стало совершенно очевидно, что границы, роль и методы социальных театральных проектов в нашей стране не имеют устоявшихся границ: старое понимание разрушено, а новое даже ещё и не нарождается. Но, наверное, важно, чтобы новое понимание потихоньку нарождалось.
Для кого: Для учителей и педагогов образовательной области ИСКУССТВО, студентов и магистрантов творческих и педагогических вузов
Где: Театральный особнякЪ, МГПУ, школа «Класс-центр», факультет психологии МИГУ
Опыт 6
«Ночь искусств» в детских театрах проходила утром
Мало романтики в нашем мире. Называется «Ночь искусств»… Кажется, вот оно пространство свободы и необычных инициатив. Но — нет, выполняется под строгим контролем, да и проходит у взрослых всего лишь вечером, а у детей и вовсе — утром. Несправедливо… И надо эту несправедливость как-то исправлять.В Московском областном ТЮЗе решили делать читку современной пьесы, и делать как-то совсем неформатно. Не готовить читку как набросок режиссёрского замысла, а оставить это право слушателям. Читали пьесу, победившую в номинации «Маленькая ремарка». «Март и Слива» Е. Бизяевой — это жёсткая пьеса о современных группах смерти Vk. Читали холодно, спокойно. А потом и дети, и актёры в разных и смешанных группах делали этюды-интерпретации различных отрывков и обсуждали основные художественные образы пьесы. Ощутили присутствие тем неживой жизни экранов, коварства лабиринта, мартовского перехода от холода к теплу, и очень важными оказались — «ягоды во льду». Замёрзли, не могут соединиться, не умеют слышать и любить, но можно отморозить. Но и Космос — очень важно, как неугасимая романтика беспредельных возможностей и манящей невоплотимости.
Для кого: Для подростков и юношества.
Где: МогТЮЗ
Опыт 7
Игра и беседа вокруг спектакля «Печорин» в Московском областном ТЮЗе — это поиски возможных заданий для создания творческих тетрадей для учителей.
Сразу после спектакля со всем залом актёр театра Валерий Кукушкин провёл игру «Верите ли Вы?», во время которой выяснилось, что дети, учителя и родители одинаково мало осведомлены об истории рода Лермонтовых и одинаково горячо радуются совершаемым открытиям.
А вот вторая часть встречи, когда беседовали об образах спектакля, показала, что старшеклассники часто более чутки к нюансам и точны в размышлениях. Дети отметили, например, что множественность рассказчиков даёт не только богатую оптику в восприятии фигуры Печорина, но также помогает зрителям увидеть в себе черты, присущие герою и каждому из рассказчиков. Обсуждая тему смерти и предназначения, ребята отметили, что бессмертие и предназначение могут быть заключены в самом факте существования дневника Печорина, в его писательстве, в опыте души, оставленном другим в наследство. А взрослые после встречи отметили, что давно не размышляли на подобные темы и как-то даже поотвыкли.
Может быть, именно тут кроется ответ на вопрос о том, для чего сегодня нужна театральная педагогика и работа вокруг спектакля, в том числе и театральные тетрадки — чтобы почаще возникало пространство для живого диалога о смыслах бытия между старшими и младшими?
Для кого: Для старшеклассников.
Где: МогТЮЗ
Когда: в течение театрального сезона
Опыт 8
Иммерсивный спектакль-бродилка для детей и родителей «Посторонним В…» — это отчаянный эксперимент команды Детского музея «Дом семейных традиций».
Маленький, но такой необходимый грант Союза Театральных Деятелей помог режиссёру Виктории Печерниковой и команде актёров и педагогов Детского музея сочинить спектакль, в котором всё — возможность и предчувствие. И даже в комнате осязания мир кажется прозрачным и бестелесным. Это мечта о спектакле, где пространство искусства и пространство жизни, мир детей и мир родителей соединяются в неразделимое. Благодаря тексту Дамира Салимзянова и встрече старинных музейных вещей и детских рук сходятся прошлое и будущее, реальное и возможное. Или нам только очень хочется, чтобы сошлись.
Для кого: Для семейного просмотра с детьми 8+
Где: Детский музей «Дом семейных традиций» в помещении Театральный ОсобнякЪ
Когда: в течение театрального сезона
Опыт 9
Театр-студия «Академия ХМ!» сыграла премьеру «Не любо — не слушай!» (небылицы по произведениям С. Г. Писахова). Спектакль — озорство, спектакль — праздник, спектакль музыка и волна. Этот редкий случай, когда молодые и совсем юные непрофессиональные актёры могут больше, чем профессионалы. Потому что всё здесь построено на выплёскивающейся через край молодой энергии, на импровизации и заигрыше, на перебрасывании шуток от девчонок к парням и обратно. Хотя не такие уж они и непрофессиональные эти молодые любители. Некоторые миниатюры внутри спектакля сделаны так вкусно и подробно, что глаз не оторвать.
А вот в чём есть проблема — так это в нюансах жанра. Иногда кажется, что перед нами не Поморские сказы, а среднерусские. Порой не хватает тишины, лиризма, потаённой улыбки, характерной для Писахова. Солнце светит, льдинки звенят, а вот Северное сияние не всегда таинственно потрескивает. Однако это уж чистые придирки, которых и к профессионалам не всегда уместно обращать.
Для кого: Для детей, молодёжи, родителей и учителей
Где: Молодёжный центр города Краснознаменск
Когда: в течении театрального сезона
Опыт 10
Спектакль театра «Большая медведица» в постановке Валерии Приходченко «Клятвенные девы» по пьесе Олега Михйлова — это очень странное зрелище. На сцене взрослые профессиональные актёры и любители. Но порой одних не отличить от других. Блистательные профессионалы, которых мы видели убедительными, изобретательными и смелыми в других ролях, здесь вдруг теряются, впадают в какой-то натужный тон. А беспомощные прежде любители вдруг удерживают сквозное действие и смотрятся на редкость органично.
Кажется, у режиссёра разошлись рациональный замысел спектакля и интуитивное ощущение материала. Замысел, который разрабатывался «за столом» был о предрассудках и пережитках, которые калечат людям жизнь. А интуитивное решение получилось про оборотничество внутренних гендерных установок, про болезненные догадки текучести гендерной природы в современном мире, о войне мужского и женского в каждом отдельном человеке. О войне, приводящей к гибели личности.
Кто же готов в России к такому разговору? Оттого он и невнятен, и страшен, и манок.
Для кого: Для широкого круга зрителей
Где: Лялин-центр
Когда: в течение театрального сезона
Дайджест подготовлен Александрой Никитиной, ведущим научным сотрудником лаборатории социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ