Top.Mail.Ru

Анна Якшина рассказала о том, как меняется игра у современных дошкольников

На радио «Говорит Москва» вышел новый выпуск программы «Радиошкола», гостем которого стала младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анна Якшина.

Тема разговора — «Как меняется игра у современных дошкольников». «Может быть, тут есть постоянные слушатели, которые скажут: „Вы же уже обсуждали детские игры много раз“, но на самом деле эта тема бесконечная. Каждый год появляется новое поколение родителей, но вопросы остаются те же», — справедливо отметила ведущая интервью и издатель «Мела» Надежда Папудогло.

Говоря об изменениях, произошедших в игровой культуре, Анна Якшина обратила внимание на роль взрослого — в последнее время ему приходится активнее включаться в игру, чтобы стать посредником между игрой и ребенком: «У современных детей пропадают разновозрастные общности, где старшие дети могли играть с младшими, поэтому взрослому сейчас чаще нужно включаться в детскую игру». При этом, отмечает эксперт, важно, чтобы ребенок не начал воспринимать взрослого в роли аниматора, который готов развлекать его каждую секунду: «Если взрослый часто и качественно играет с ребенком, то ребенок может „подсесть“ на такого яркого игруна и перестанет сам проявлять инициативу. <…> Очень важно понимать, когда сделать шаг назад и дать ребенку время для скуки или игры с другими детьми».

Анна Николаевна также дала несколько советов, которые помогут «заиграть» ребенка:

  • Найти возможность разновозрастного общения и игры: с друзьями ребенка или двоюродными братьями и сестрами;
  • Найти детский центр или детский сад, где есть разновозрастные группы;
  • Создать разновозрастную общность во дворе дома;
  • Создавать условия для развития игры дома без непосредственного включения взрослого: например, предоставить ребенку неструктурированные материалы.

«Если взрослый понимает „зачем“, то можно найти разные „как“», — подчеркнула Анна Якшина.

Другой интересной темой разговора стало влияние игры на будущее ребенка. Эксперт подчеркнула, что в дошкольном возрасте игра ценна сама по себе: «Есть исследования, которые показывают, что в игре развивается:

  • Произвольность, — то есть умение управлять собой;
  • Коммуникация — ребенку приходится вставать на позицию другого, договариваться с ним, адаптировать свои идеи пол общий замысел;
  • Эмпатия — понимать эмоции и желания другого;
  • Воображение — наше исследование показало, что условия для игры связаны с динамикой развития воображения;
  • Резильентность — возможность принимать решения и действовать в сложной ситуации».

Послушать полное интервью Анны Якшиной можно по ссылке.

Фото: Анна Якшина (МГПУ)


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости