Top.Mail.Ru

Анна Якшина рассказала о том, как меняется игра у современных дошкольников

На радио «Говорит Москва» вышел новый выпуск программы «Радиошкола», гостем которого стала младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анна Якшина.

Тема разговора — «Как меняется игра у современных дошкольников». «Может быть, тут есть постоянные слушатели, которые скажут: „Вы же уже обсуждали детские игры много раз“, но на самом деле эта тема бесконечная. Каждый год появляется новое поколение родителей, но вопросы остаются те же», — справедливо отметила ведущая интервью и издатель «Мела» Надежда Папудогло.

Говоря об изменениях, произошедших в игровой культуре, Анна Якшина обратила внимание на роль взрослого — в последнее время ему приходится активнее включаться в игру, чтобы стать посредником между игрой и ребенком: «У современных детей пропадают разновозрастные общности, где старшие дети могли играть с младшими, поэтому взрослому сейчас чаще нужно включаться в детскую игру». При этом, отмечает эксперт, важно, чтобы ребенок не начал воспринимать взрослого в роли аниматора, который готов развлекать его каждую секунду: «Если взрослый часто и качественно играет с ребенком, то ребенок может „подсесть“ на такого яркого игруна и перестанет сам проявлять инициативу. <…> Очень важно понимать, когда сделать шаг назад и дать ребенку время для скуки или игры с другими детьми».

Анна Николаевна также дала несколько советов, которые помогут «заиграть» ребенка:

  • Найти возможность разновозрастного общения и игры: с друзьями ребенка или двоюродными братьями и сестрами;
  • Найти детский центр или детский сад, где есть разновозрастные группы;
  • Создать разновозрастную общность во дворе дома;
  • Создавать условия для развития игры дома без непосредственного включения взрослого: например, предоставить ребенку неструктурированные материалы.

«Если взрослый понимает „зачем“, то можно найти разные „как“», — подчеркнула Анна Якшина.

Другой интересной темой разговора стало влияние игры на будущее ребенка. Эксперт подчеркнула, что в дошкольном возрасте игра ценна сама по себе: «Есть исследования, которые показывают, что в игре развивается:

  • Произвольность, — то есть умение управлять собой;
  • Коммуникация — ребенку приходится вставать на позицию другого, договариваться с ним, адаптировать свои идеи пол общий замысел;
  • Эмпатия — понимать эмоции и желания другого;
  • Воображение — наше исследование показало, что условия для игры связаны с динамикой развития воображения;
  • Резильентность — возможность принимать решения и действовать в сложной ситуации».

Послушать полное интервью Анны Якшиной можно по ссылке.

Фото: Анна Якшина (МГПУ)


Персоны



Преподаватель ИКИ провела для детей из Марокко занятие по актерскому мастерству


11 декабря 2024 г.


Старший преподаватель института культуры и искусств актриса Карина Обоимова провела для детей из Марокко занятие по актерскому мастерству и развитию воображения в онлайн-школе «Чайка»

Студенты МГПУ посетили презентацию тактильной книги


11 декабря 2024 г.


Студенты 1 курса посетили презентацию тактильной книги для всей семьи «Каспар Давид Фридрих. «Исполиновы горы» - уникального издания для незрячих людей