9 ноября 2023 года в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» открылся пилотный проект «Школьный театр. Тьютор-центр». Он стал настоящей консультационной площадкой, адресованной советникам директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Проект был организован при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и Министерства образования региона, в сотрудничестве с координаторами Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Новосибирской области.
Основным спикером первой встречи, ведущим семинаров и мастер-классов стала Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Участниками интенсива были представители школ Новосибирска, Новосибирского, Колыванского, Куйбышевского, Искитимского районов, городов Оби и Бердска. Александра Борисовна представила результаты исследований лаборатории в области школьного театра. Она также познакомила слушателей с выявленными запросами детей, родителей и учителей к этому образовательному институту и с тремя моделями успешных школьных театров. Кроме того, эксперт рассказала участникам встречи о структуре блога «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей» и провела практикум по использованию этого ресурса.
Советники по воспитательной работе участвовали в 4-х часовом тренинге по применению театральных практик в исследовательском образовательном процессе. А затем все участники встречи посетили спектакль «Ревизор» в театре «Глобус» и приняли участие в обсуждении спектакля по методике к. п. н. А. П. Ершовой «Шапка вопросов». В процессе обсуждения, которое вела Александра Никитина, участники обнаружили глубокое интуитивное понимание сценических метафор и одновременно тревогу по поводу необходимости разгадывать и осмыслять художественную ткань спектакля.
Часть из них признавалась: «Нам казалось, что мы все знаем про театр, и тем более про школьный театр. А оказалось, мы не знаем практически ничего!». Для многих было полной неожиданностью, что спектакль — это авторское высказывание творческой группы, а не иллюстрация к тексту, что театр всегда современное искусство, отвечающее на вызовы настоящего времени, что искусство призвано будить познавательную активность и ставить вопросы, а не предлагать зрителю удобно упакованные жизненные рецепты.
Обсуждая спектакль по ставшей классической образовательной методике А. П. Ершовой, участники сами сформулировали некоторые глубинные элементы замысла. Они говорили о том, что если для Гоголя главным положительным героем был смех, то для авторов спектакля — зеркало. Почему? Потому что природа смеха в современной культуре во многом обесценена, смех больше не останавливает автоматизма восприятия действительности. А вот несколько раз зафиксированное зеркало, на которое «неча пенять, коли рожа крива», заставляет сфокусироваться на сути и нелепости происходящего. Говорили о том, что создатели спектакля подчеркнули общность «города N» со средневековым образом Корабля Дураков. Подмечали много других интересных метафорических решений. Но в конце концов возвращались к изначальной тревоге: «Когда я иду со школьниками на спектакль, то надеюсь увидеть классическую постановку».
И тут завязался очень содержательный разговор о том, что такое «классическая постановка»:
- Первая премьера на сцене Александринского театра 19 апреля (4 мая) 1836 года?
- Премьера 25 мая того же года на сцене Малого театра со Щепкиным в роли Городничего?
- Художественный фильм режиссера Владимира Петрова 1952 года?
- Постановка Валентина Плучека в театре Сатиры 1972 года?
Одна из озадаченных участниц нашла такой ответ: «По крайней мере, это букли и кринолины». И тогда участники семинара стали обсуждать вопрос о том, когда на сценических подмостках утвердился реализм и исторический подход, и были очень удивлены, что такого не было ни в античном театре, ни в классическом периоде французского театра, и что такая эстетика пришла в театр только в период зрелого творчества А. Н. Островского.
Участники семинара приняли решение, что необходимо встречаться в театре «Глобус» не только во время трех запланированных интенсивов, но и как можно чаще между ними: смотреть и обсуждать спектакли, посетить экскурсию по театру, познакомиться с работой художников, побеседовать с режиссерами и актерами об особенностях театральных профессий и театрального искусства. Для всех участников встреча оказалась чрезвычайно плодотворной и продвигающей.
Фото: Freepik