Top.Mail.Ru

Что не так с безопасностью в школах и реально ли ее повысить?

«Ничто не защитит лучше несущей стены»

Между архитектурой школы и ее безопасностью, конечно, нужен баланс. Его легко можно увидеть на примере городской среды. Сегодня в метро я заходил через рамки металлоискателя, и они вполне органично вписаны в антураж станции, никому не мешают. В школе же рамки постоянно вызывают вопросы: якобы они портят облик здания, некоторые еще и боятся электромагнитного излучения, которое, конечно же, минимально.
У переходов рядом с метро вы можете увидеть скамейки овальной формы. На самом деле это бетонные кубы, заслоны от наездов автомобилей, которые облагородили, чтобы они органично вписывались в городской ландшафт. При их виде никто не говорит: «Стоят, мешают, не могу пройти» или «Всю улицу изуродовали».
Многие архитектурные решения, которые необходимы для безопасности детей на территории школы, можно очень хорошо интегрировать усилиями дизайнеров и архитекторов. Но некоторых «модных» тенденций все-таки лучше опасаться. Например, в классах стали делать стеклянные стены и перегородки. Я считаю, что школа — не то место, где это допустимо. В случае опасности ничто не защитит лучше несущей стены.
Еще одно нововведение — внешние зоны КПП: небольшие будки на пришкольной территории, в которых сидит охрана. Есть много вариантов, как их можно оформить: я видел (причем не только в Москве, но и в регионах) удобные пропускные системы, видел хорошие быстросборные конструкции. Это и правда гораздо эффективнее, чем один охранник на входе, и действительно сокращает риски проникновения на территорию в случае нападения.
Школьные заборы в целом вызывают много споров, которые уже переросли в экзистенциальные. К сожалению, пока мы не можем от них избавиться. Заборы создают ощущение закрытости и в то же время защищенности. Однако гораздо важнее среда, которая находится внутри забора: никакой «защищенности» не будет, если там пренебрегают безопасностью. А «закрытость» можно нивелировать зонами для прогулок, привлекательными малыми архитектурными формами.

«Школы живут по принципу „пока гром не грянет“»

В школах есть документ «Антикризисная команда», который регулирует работу школы в случаях ЧС. В нем должны быть прописаны алгоритмы вывода школьников из здания в случаях, когда необходима эвакуация. Тут есть несколько важных пунктов:
1. Эвакуационные выходы. Дети и работники школы должны знать, где они находятся. Этих выходов должно быть не 1−2, а минимум 8−10.
2. Все они должны открываться изнутри, и каждый в школе должен уметь найти правильный выход. На тренингах я всегда повторяю: не нужно бежать в знакомый выход — нужно бежать в ближайший.
3. Разделение потоков. Группы людей обязательно нужно делить на количество эвакуационных выходов, чтобы не было давки и путь был максимально коротким. Чем быстрее вы выйдете из здания, тем быстрее вы спасетесь.
4. Места сбора. Преподаватели должны знать, где они находятся и как отвести туда детей.

Педагоги и администрация должны не просто ознакомиться с документом, но и уметь ему следовать. Для этого в школах проводят тренировки. Важно, что такие тренинги не должны быть просто формальностью. После событий 2023 года в Брянске в интервью «Мелу» я говорил: если проводится тренинг по баррикадированию во время вооруженного нападения, то прятаться под стол должны учиться все, начиная с директора.

Никто не должен делать вид, что мы играем в игру. Если от администрации есть посыл: «Это формальность, сейчас мы отсидим тут и разойдемся», а учителя подхватывают: «Извините, у меня работа, проверка, отчет горит, мне некогда с вами сидеть» — никакого эффекта не будет. Когда же от администрации будет посыл, что безопасность — это приоритет, они сами придут на тренинги, сами в них поучаствуют, потратят на них время и ресурсы — тогда будет результат.

К сожалению, у нас очень часто избирают формальную сторону, живут по принципу «пока гром не грянет». И это происходит не только в школах. Но, как говорил Уинстон Черчилль: «За безопасность надо платить, а за ее отсутствие — расплачиваться».

Полную запись интервью с Олегом Зверевым слушайте по ссылке. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания.

Источник: МЕЛ

Фото: МГПУ


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости