Top.Mail.Ru

Что не так с безопасностью в школах и реально ли ее повысить?

«Ничто не защитит лучше несущей стены»

Между архитектурой школы и ее безопасностью, конечно, нужен баланс. Его легко можно увидеть на примере городской среды. Сегодня в метро я заходил через рамки металлоискателя, и они вполне органично вписаны в антураж станции, никому не мешают. В школе же рамки постоянно вызывают вопросы: якобы они портят облик здания, некоторые еще и боятся электромагнитного излучения, которое, конечно же, минимально.
У переходов рядом с метро вы можете увидеть скамейки овальной формы. На самом деле это бетонные кубы, заслоны от наездов автомобилей, которые облагородили, чтобы они органично вписывались в городской ландшафт. При их виде никто не говорит: «Стоят, мешают, не могу пройти» или «Всю улицу изуродовали».
Многие архитектурные решения, которые необходимы для безопасности детей на территории школы, можно очень хорошо интегрировать усилиями дизайнеров и архитекторов. Но некоторых «модных» тенденций все-таки лучше опасаться. Например, в классах стали делать стеклянные стены и перегородки. Я считаю, что школа — не то место, где это допустимо. В случае опасности ничто не защитит лучше несущей стены.
Еще одно нововведение — внешние зоны КПП: небольшие будки на пришкольной территории, в которых сидит охрана. Есть много вариантов, как их можно оформить: я видел (причем не только в Москве, но и в регионах) удобные пропускные системы, видел хорошие быстросборные конструкции. Это и правда гораздо эффективнее, чем один охранник на входе, и действительно сокращает риски проникновения на территорию в случае нападения.
Школьные заборы в целом вызывают много споров, которые уже переросли в экзистенциальные. К сожалению, пока мы не можем от них избавиться. Заборы создают ощущение закрытости и в то же время защищенности. Однако гораздо важнее среда, которая находится внутри забора: никакой «защищенности» не будет, если там пренебрегают безопасностью. А «закрытость» можно нивелировать зонами для прогулок, привлекательными малыми архитектурными формами.

«Школы живут по принципу „пока гром не грянет“»

В школах есть документ «Антикризисная команда», который регулирует работу школы в случаях ЧС. В нем должны быть прописаны алгоритмы вывода школьников из здания в случаях, когда необходима эвакуация. Тут есть несколько важных пунктов:
1. Эвакуационные выходы. Дети и работники школы должны знать, где они находятся. Этих выходов должно быть не 1−2, а минимум 8−10.
2. Все они должны открываться изнутри, и каждый в школе должен уметь найти правильный выход. На тренингах я всегда повторяю: не нужно бежать в знакомый выход — нужно бежать в ближайший.
3. Разделение потоков. Группы людей обязательно нужно делить на количество эвакуационных выходов, чтобы не было давки и путь был максимально коротким. Чем быстрее вы выйдете из здания, тем быстрее вы спасетесь.
4. Места сбора. Преподаватели должны знать, где они находятся и как отвести туда детей.

Педагоги и администрация должны не просто ознакомиться с документом, но и уметь ему следовать. Для этого в школах проводят тренировки. Важно, что такие тренинги не должны быть просто формальностью. После событий 2023 года в Брянске в интервью «Мелу» я говорил: если проводится тренинг по баррикадированию во время вооруженного нападения, то прятаться под стол должны учиться все, начиная с директора.

Никто не должен делать вид, что мы играем в игру. Если от администрации есть посыл: «Это формальность, сейчас мы отсидим тут и разойдемся», а учителя подхватывают: «Извините, у меня работа, проверка, отчет горит, мне некогда с вами сидеть» — никакого эффекта не будет. Когда же от администрации будет посыл, что безопасность — это приоритет, они сами придут на тренинги, сами в них поучаствуют, потратят на них время и ресурсы — тогда будет результат.

К сожалению, у нас очень часто избирают формальную сторону, живут по принципу «пока гром не грянет». И это происходит не только в школах. Но, как говорил Уинстон Черчилль: «За безопасность надо платить, а за ее отсутствие — расплачиваться».

Полную запись интервью с Олегом Зверевым слушайте по ссылке. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания.

Источник: МЕЛ

Фото: МГПУ


Персоны



Минобрнауки РФ: целевое обучение в вузах России


22 июля 2024 г.


Выбери профессию, которая точно нужна, и работай там, где тебя будут ждать

Доцент МГПУ Виктор Шаповал в программе «Утро России»


22 июля 2024 г.


Эксперт Московского городского прокомментировал популярную мысль о том, что понедельник — день тяжелый