Top.Mail.Ru

«Что может маг и я»: студентка о новой магистратуре МГПУ

В этом учебном году для желающих овладеть методами педагогики искусства в МГПУ открылась уникальная по формату и содержанию программа магистерской подготовки — «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». О том, как прошел первый учебный день и чего ждут первокурсники программы, рассказала студентка Татьяна Зимакова.

«В день города, 5 сентября 2020 года, в МГПУ начался первый учебный год магистратуры «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». Конкурс на поступление на это направление (как и на в чем-то схожую, а в чем-то различную по своим задачам и целям магистерскую программу РАТИ (ГИТИСа) «Социальный театр») был достаточно высоким, что не может не радовать. Приятно и то, что театральное и педагогическое сообщество одновременно начинают этот важный и долгожданный эксперимент, в процессе которого проявится больше общих точек соприкосновения, сотрудничества, новых творческих решений и открытий.

Несколькими днями раньше предисловием к этому большому образовательному путешествию стал дистанционный круглый стол «Театральные методы в образовании», состоявшийся в рамках Третьего ежегодного международного симпозиума «Образование и город». Он прошел с участием зарубежных коллег Манон ван де Вотер (США) и Ганы Стрейчковой (Чехия), обладающих уникальным и очень близким нам по духу научно-практическим опытом в этой области. Было очень увлекательно поговорить о том, как театральные практики преобразуют среду обучения, объединяют учеников и педагогов, вовлекают их в деятельность, ставят перед ними новые образовательные задачи, развивают эмоциональный интеллект; узнать о том, что во многих странах мира у нас есть единомышленники, у которых можно многому поучиться. И вместе с тем немного досадно, что в дистанционном формате не было возможности организовать мастер-класс и перенять частичку опыта непосредственно из первых рук. Когда-нибудь и это событие обязательно случится, а пока что несбывшееся подогрело азарт и жажду практических действий.

Первый учебный день начался с психофизического тренинга по методу С.В. Клубкова. Благодаря веселым и, на первый взгляд, нехитрым упражнениям, оказавшимся не такими уж и простыми, магистранты исследовали пространство, которое станет для них образовательной средой. Попытались найти в нем свое место, начать знакомство друг с другом и зафиксировать эмоциональные ощущения в начале пути. Каким именно он будет, куда и в каком качестве приведет новый опыт, пока можно только предполагать. Во многом это будет зависеть от каждого из обучающихся. И преподаватели, и первокурсники чувствовали себя настоящими пионерами-первопроходцами.

Список учебных дисциплин программы завораживает длиной наименований, более точный смысл которых будет раскрываться перед магистрантами постепенно в процессе практического освоения:

— «Универсальные принципы системы Станиславского и режиссерско-педагогических практик В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова и Л.А. Сулержицкого»;
— «Методики обсуждения спектаклей с различными категориями зрителей»;
— «Публичная выразительность в социальных практиках»;
— «Теория и методика организации тренинга»;
— «Психология зрительского восприятия»;
— «Психолого-педагогические практики социализации» и многое другое, что пока себе трудно даже вообразить.

Продолжился первый учебный день пресс-конференцией, которую провели для магистрантов преподаватели программы: Екатерина Асонова, Александра Никитина, Татьяна Климова, Михаил Быков, Николай Дручек. Магистранты задавали вопросы, сформулировав их так, чтобы ответы могли заинтересовать кого-то еще. Разбившись на команды, студенты поиграли в редакторов и журналистов: импровизационно выпускали несколько стенгазет, в которых задачи театральной педагогики рассматриваются под самыми разными углами зрения, и представляли свои издания окружающим.

Зазеркалье
Газета школа

После магистранты создали несколько вариантов собирательного образа театрального педагога: у кого-то он вышел похожим на кота-эквилибриста, балансирующего на проволоке, у кого-то отдаленно напоминал Мэри Поппинс, легко несущую в гору волшебный рюкзак, в котором моментально может обнаружиться все, что нужно здесь и сейчас.

Затем были сформулированы основные компетенции, которыми предстоит овладеть театральному педагогу и которые лягут в основу словаря театральной педагогики. Умение задавать вопросы — одна из основных компетенций, которую магистранты предполагают развить в процессе своего обучения. Как освоить мир и найти в нем свое место? Что важнее: образовательная методика или личность педагога, акцент на ту или иную учебную дисциплину или личность ученика? Можно ли путем развития мышления прийти к развитию эмоциональной сферы? А наоборот? Что важнее: вопросы или ответы? Чему педагог может научиться у режиссера профессионального театра, если он преподает, например, физику? Куда родители, заинтересовавшиеся принципами театральной педагогики, могут привести своих детей? Зачем детям театр и зачем театру дети? Как должна выглядеть свободная форма одежды театрального педагога и где ее хранить? Какие из профессиональных театров и школ будут рады сотрудничеству с театральным педагогом и где он еще может пригодиться? На все эти вопросы только предстоит найти ответы.

Также первокурсники хотели бы совершенствовать свою любовь к детям и людям вообще, эмпатию, коммуникативные способности, подвижность, креативность, тайм-менеджмент, востребованность и многое другое.

В этот день магистранты также составили примерную карту общего образовательного путешествия и приблизительную личную траекторию движения по ней. На этой карте не обошлось без трясин сомнений, страшных лесов, высоких гор-препятствий и траекторий, напоминающих знак вопроса.

Одной из особенностей программы станет то, что в ней почти не будет лекций. Овладевать знаниями предстоит в движении, дискуссии, игре, на личном и чужом опыте. Если бы магистранты не считали такой способ получения образования мечтой всей своей жизни, вряд ли бы они оказались сейчас именно здесь. Этот живой и драгоценный опыт, интенсивно получаемый дважды в неделю, предстоит затем самостоятельно преобразить из ученического в педагогический или практический, зафиксировать и структурировать в письменной форме.

Особенностью будущих театральных магов первого набора стало то, что каждый из них, обладая во многом схожим мировоззрением, принес в учебную аудиторию свой очень разный профессиональный опыт. Среди магистрантов есть профессиональные актеры и психологи, учитель математики, педагог воскресной школы, ведущий образовательных тренингов для взрослых, театровед, руководители детских театральных студий и те, кто еще только мечтает об их создании. Поэтому к радости встречи друг с другом пока примешивается неуверенность: оказывается, с очень многим из того, что в совокупности знает и умеет группа студентов, каждому из ее членов еще только предстоит познакомиться. И это увлекательная, но очень нелегкая задача. Возможно, получится далеко не все из того, что хочется. Но получаемый в процессе образования индивидуальный опыт точно приобретет каждый".



В ИИЯ прошел круглый стол о роли профессии учителя сегодня


24 ноября 2024 г.


21 ноября на кафедре германистики и лингводидактики под руководством д.ф.н., профессора, зав.кафедрой Бирюковой Е.В., д.ф.н., профессора Шатиловой Л.М., к.ф.н, доцента Зубковой Я.В. состоялся круглый стол «Неравнодушие»

Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»