Фото: учащиеся японской школы убираются в классе, japannakama.co.uk
Пока парламентарии разрабатывали, рассматривали и принимали в первом чтении поправки к Закону «Об образовании в РФ», учителя и родители «ломали копья» вокруг формулировок и смыслов документа и старались понять, не заставят ли первоклашек двигать парты, а старшеклассников — ремонтировать окна.
Пояснительную записку к законопроекту о труде в школе разработчики документа начинают словами одного из основоположников педагогики в нашей стране Константина Ушинского — о том, что воспитание, если оно желает счастья человеку, должно приготовить его к «труду жизни». Так ли это и насколько именно такое пояснение актуально сегодня, — задается вопросом «Российская газета».
«»
До сих пор часть 4 статьи 34 Закона «Об образовании в РФ» запрещала привлекать ребят без согласия (собственного или родителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой. Теперь же эту формулировку из закона предлагается исключить. То есть труд «по умолчанию» становится основным правом учеников (статья 34 посвящена как раз их основным правам и мерам соцподдержки). А в статью 43 того же закона — про обязанности и ответственность школьников — вносятся правки: дети должны бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать в классе и школе в целом чистоту и порядок, а еще — «участвовать в общественно полезном труде… направленном на формирование… трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». Последнее — абсолютно новый пункт.
Что такое общественно полезный труд, не раз поясняла глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, успокаивая тревожных родителей. Речь не о том, что дети будут заменять собой технический персонал — уборщиц или садовников. «Мы говорим в первую очередь о традиционных дежурствах в классе, столовой или раздевалке, о субботниках. О том, что после обеда нужно убирать за собой посуду, выкидывать мусор в урну… Это элементарные базовые вещи», — отмечала Казакова в одном из интервью «РГ». Так, по ее мнению, у детей, кроме полезных навыков, сформируется еще и уважение к «человеку труда».
В пояснительной записке к законопроекту говорят и о том, что формирование правильного отношения к труду — длительный процесс, который необходимо начинать в детстве. Но сегодня «домашними питомцами» для многих детей наряду с кошками и собаками, а то и вместо становятся роботы: пылесосы, мойщики окон, да даже автоматические урны, которые реагируют на движение и сами открывают крышку. Пословица «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» для современных детей теряет смысл?
Не случится трагедии, если школьник примет участие в уборке класса после уроков по какому-то специальному графику дежурства или польет цветы, протрет доску, — говорит директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета профессор Александр Савенков. Мы под воздействием какой-то ложной демократии в свое время избавили детей от этого, а зря. Конечно, нельзя забывать, что главный труд ребенка в первую очередь учебный труд, то, что трудом у нас почему-то не принято считать. Но и базовые навыки самообслуживания, поддержания чистоты вокруг себя — все это необходимо. В Японии, например, дети приходят в школу на час раньше, чтобы прибрать класс к занятиям. Никто не чувствует себя ущемленным.