30 августа – 2 сентября 2023 года в Лиссабоне (Португалия) пройдет 31я ежегодная конференция Европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA) — крупнейший научный форум в области дошкольного образования.
В этом году главной темой обсуждения станет детская любознательность, субъектность и партиципация (Children’s Curiosity, Agency and Participation). Свой вклад в работу конференции внесут сотрудники НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ — ниже рассказываем о докладах, с которыми выступят эксперты.
1. «Что думают дети о возможностях своего участия в принятии решений в дошкольных учреждениях?». Татьяна Ле-ван и Анна Якшина, сотрудники лаборатории развития ребенка, поделятся результатами исследования представлений детей о соучастии в дошкольной группе. Ученые проанализировали реализацию принципа соучастия в детских садах с точки зрения возможности детей влиять на принятие решений: например, на выбор изучаемых тем, планирование дня, праздников и общих событий. Побеседовав со 165 дошкольниками, исследователи пришли к выводу, что сегодня единственным пространством для принятия самостоятельных решений для детей является игра. Как создать возможность для дошкольников влиять не только на свободную деятельность, но и на содержание занятий, планирование, прогулку и режимные моменту, при этом не взвалив на них непомерную ответственность?
2. «Возможности поддержки и развития творческих способностей в дошкольном образовании». Заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых Анастасия Белолуцкая и сотрудники лаборатории развития ребенка Татьяна Ле-ван и Анна Якшина расскажут о разработанной в лаборатории развития ребенка шкале оценки образовательных условий для развития творческих способностей в детском саду (CERS: ECERS Extension). Шкала была создана для того, чтобы понять, насколько образовательная среда дошкольных групп ориентирована на зону ближайшего развития, а также насколько она создает интеллектуальный и эмоциональный вызов, связанный с решением творческих задач. О том, как педагоги могут использовать шкалу CERS в качестве навигатора для самооценки, и расскажут спикеры.
3. «Субъектность как ключ: взгляд учителя на игру и его связь со стратегией поддержки игры». Исследования показывают, что зачастую педагоги пытаются превратить спонтанную детскую игру в занятия. Это говорит о том, что многие взрослые не до конца осознают роль истинной игры в развитии ребенка. Чтобы понять, какими критериями педагоги пользуются для определения игры, в чем для них заключается разница между игрой и псевдоигрой, чем отличаются стратегии сопровождения игры у педагогов с разным ее пониманием, и было проведено данное исследование. Как его результаты можно использовать для разработки программ профессионального развития педагогов? Расскажут Татьяна Ле-ван и Анна Якшина.
4. «Взаимосвязь творческого мышления детей и их игровой инициативы». Анна Якшина совместно с коллегами расскажет об исследовании лаборатории развития ребенка, результаты которого показали — существует взаимосвязь между игровыми инициативами детей и проявлением у них творческого (диалектического) мышления при составлении рассказов и при разрешении противоречивых ситуаций. Спикеры расскажут о ходе и методах исследования, участие в котором приняли 57 дошкольников шести лет.
5. «Творческое мышление у дошкольников: связь успешности решения проблемных ситуаций, диалектического мышления, формального интеллекта и символизации». Результаты исследования, которое представит Анастасия Белолуцкая, показали: успешность решения дошкольниками конфликтных проблемных задач связана с уровнем их диалектического мышления и способностью к символизации. Слушатели также познакомятся с образовательным проектом «Превращения», разработанным экспертами МГПУ, который основан на принципе участия ребенка в образовательном процессе и направлен на развитие диалектического мышления у дошкольников.
6. «Соучастие и игра в представлениях и практике российских студентов — будущих педагогов дошкольного образования». Спикеры расскажут, как студенты, получающие специальность «Дошкольное образование», понимают игру и роль соучастия в дошкольных группах, а также могут ли они привести примеры поддержки игры и соучастия из личного опыта. Результаты выявили разрыв между ценностным отношением к детской игре и способностью поддержать ее, а также реализовать принципы детского соучастия в группе. Как результаты исследования могут помочь совершенствованию подготовки педагогов дошкольного образования?
Фото: Freepik.