Завершающий день международной конференции «Детская литература как событие», которая состоится 13-15 декабря 2019 года в МГПУ, запомнится участникам мероприятия интереснейшими секциями. Среди них:
10:00 – 12:30. «Как сейчас читают дети? Взгляд библиотекаря». Подчас нам кажется, что мы многое понимаем в читательских предпочтениях подростков, в силе родительского совета или рекомендации библиотекаря. Однако когда начинаешь говорить с детьми об их реальном опыте чтения, а не навязанном взрослыми, обнаруживаются подводные части айсберга: подросткам не нужны книжные блоги и ролики, хоть короткие, хоть длинные списки «Книгуру», наши дружеские советы и мастер-классы по изготовлению книжной закладки. Что говорят сами подростки о своем читательском опыте? Об этом мы поговорим на заседании секции, посвященной антропологическим исследованиям современного подросткового чтения и нечтения.
10:00 – 15:00. «На перекрестке языков и культур». Детская и подростковая литература на иностранных языках – какая она? Какие жанры наиболее популярны в разных странах и как авторы, пишущие на разных языках, видят своих юных героев? Что есть общего и различного у авторов из разных стран, пишущих на схожие темы? С какими трудностями сталкиваются переводчики, издатели и... читатели произведений зарубежных авторов? А что может дать чтение в оригинале: обогатить словарный запас, расширить кругозор... или что-то еще? Ответы на эти и другие вопросы предлагают найти участники секции!
10:00 – 16:30. «Наступит ли конец света без «Войны и мира»?». Тема нового заседания ежемесячного семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» никого не оставит равнодушным: ведь любые реальные или мнимые поползновения в изменении программы приводят к массовым протестам и воспринимаются как посягательство на базовые основы русской культуры. Между тем, прекрасно известно, что часть школьников лишь фрагментарно знакомится со значительной частью программы, особенно с большими по объему произведениями, обращаются к помощи сайтов с кратким изложением их содержания. Так можно ли обойтись без классических произведений в школьной программе или все-таки нет? Постараемся разобраться!
11:00 – 14:15. «Образы братьев и сестер «особых» героев: динамика развития». Какую роль в повествовании играют образы братьев и сестер «особого» героя, находящегося в центре? Каковы их функции — по замыслу автора и в восприятии современного читателя — внутри нарратива? Как именно «эволюционирует» образ брата или сестры главного героя, когда им является ребенок, помещенный автором в ситуацию неразрешимой для него проблемы? Ответят спикеры секции!
11:30 – 16:30. «Национальное vs интернациональное». Зачем детям читать об иностранцах или представителях других национальностей? Почему в русской литературе традиционно столько переводов, а в американской, например, их почти нет? Как волшебные сказки и фэнтези выражают потребность в интернациональном, общечеловеческом? Как национальное и универсальное выражаются в современной русской литературе? Ответят спикеры секции!
Хотите принять участие? Регистрация слушателей продлится до 10 декабря 2019 года.
Организатор конференции – Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ.
Партнеры:
- Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара;
- Центр исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН;
- Institut des Langues et Cultures d’Europe, Amérique, Afrique, Asie et Australie (Институт языков и культур Европы, Америки, Африки, Азии и Австралии) Университета Гренобль Альпы (Grenoble Université Alpes);
- интернет-издание об образовании «Мел».
Дизайн: Freepik.com