С 17 по 19 марта 2022 года пройдет XIX ежегодная международная конференция «Тенденции развития образования: "Право и свобода в образовании"».
Расскажем более подробно об активностях, в которых примут участие сотрудники НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
Первый день конференции (17 марта):
С 10:30 до 12:00 на пленарном заседании «Свободная школа для свободного общества» с докладом «Право и свобода в образовании» выступит Шалва Амонашвили, заведующий лабораторией гуманной педагогики НИИ УГО МГПУ.
С 12:15 до 13:45 на малом пленуме «Субъектность ребенка в культуре: как это возможно? Ключевой вызов дошкольного образования» доклад «Реализация принципа соучастия: что думают дети о своем влиянии на жизнь в дошкольной группе?» представят сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ Татьяна Ле-ван и Анна Якшина совместно с Натальей Филимоновой (МДОО № 23, г. Шуя). Модератором сессии выступит Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ.
Дискуссия по теме «Субъектность ребенка в культуре: как это возможно? Ключевой вызов дошкольного образования» с 14:00 продолжится в формате круглого стола. В сессии примут участие сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ УГО Ольга Шиян, Татьяна Ле-ван и Анна Якшина, а также Вера Деркунская, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, Елена Ралюк, руководитель детского сада «Журавушка», г. Красноярск, и др.
В это же время пройдет круглый стол «Сетевая школа: путь к свободе в образовании». Его ведущим станет Владимир Львовский, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ, а с докладами выступят:
Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ, («Старшая школа: пространство профессиональных проб, профильные кластеры, социальное проектирование»);
Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ, («Культура соучастия в школе»);
Антон Агапов, Татьяна Мысина и Андрей Шмаков, сотрудники лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ, («Подходы к исследованию системы разделения труда в образовании»);
Татьяна Конобеева, руководитель проектного офиса «Новый педагогический класс» НИИ УГО МГПУ, и Светлана Кац, научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ, («Новый педагогический класс в московском образовании»);
Александр Аронов, Оксана Знаменская, Владимир Львовский, Светлана Санина, Елена Ушакова, сотрудники лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ, а также Мария Янишевская, сотрудник Дирекции образовательных программ МГПУ, («Деятельностное содержание образования в сетевой школе»);
Екатерина Якушина, старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ, («Проектно-исследовательская деятельность в сетевой школе»);
Анна Данилина, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ УГО МГПУ, («Сетевое и партнерское взаимодействие ОО в целях развития личностного потенциала школьников»);
Александр Медведев, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ, и Ирина Жуланова, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, («Учитель как субъект обучения: подход к изучению и пониманию»).
Второй день конференции (18 марта):
С 11:45 до 13:30 в дискуссии в рамках круглого стола «Инструмент оценки качества ДО: необходимо и достаточно?» примет участие Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ.
С 14:15 до 15:45 будет пройдет круглый стол «Модель образовательной среды XXI века: диалог архитекторов и педагогов», ведущим которого станет Игорь Шиян, заведующий лабораторией развития ребенка НИИ УГО МГПУ, а одним из докладчиков выступит Татьяна Ле-ван, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ.
В это же время состоится малый пленум «Конфликты в образовании», где в качестве спикера выступит Владимир Львовский. Тема его доклада — «Организация предметно-содержательного конфликта на уроке».
В рамках параллельного пленума «Оценка и экспертиза в системе образования» свои сообщения представят Александр Аронов («Исследование готовности учителей к самодиагностике своей профессиональной деятельности»), Татьяна Мысина и Антон Агапов («Диагностика оценочной компетенции и образовательного запроса студентов»).
Третий день конференции (19 марта):
С 11:45 до 13:15 на малом пленуме «Карьера педагога» доклад «Старт карьеры: учитель как субъект профессионального развития» сделает Ирина Криштофик, ведущий научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ.
На параллельном малом пленуме «Развитие самостоятельности в процессе образования» спикерами выступят Екатерина Асонова с докладом «Детское чтение и представление взрослых о свободе и самостоятельности в образовании (на основе анализа высказываний стейкхолдеров образования о детском чтении)» и Елена Ушакова с докладом «Роль моделирования в развитии субъектной позиции школьника».
А на параллельном малом пленуме «Право учителя на выбор профессиональной траектории» свое сообщение «Организационная культура как фактор развития синдрома эмоционального выгорания у воспитателей детских садов» представит Наталья Жабина, эксперт лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ.
Также в рамках малого пленума «Дети с особыми потребностями и право на инклюзию в образовании» с докладом «Барьеры в реализация права ребенка на образование в районах новой застройки Москвы» выступит Анастасия Миронова, специалист лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ.
С 15:15 до 16:45 в рамках малого пленума «Право на историю и перспективы его обеспечения» с докладом «Образовательный потенциал музейной экспозиции: результаты исследования рефлексии студентов МГПУ в музеях Москвы» выступят сотрудники лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ Татьяна Щербакова, Анастасия Белолуцкая и Иван Гринько.
Параллельным мероприятием пройдет круглый стол «Соучаствующее проектирование: право на свободную школу», который проведет Елена Иванова, а среди его участников среди его участников будут сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ Ирина Виноградова, Елизавета Маякова, Александра Блинова, Екатерина Барсукова и Анна Тер-Григорян.
Еще одним параллельным мероприятием станет малый пленум «Участие ребенка в формировании образовательной среды», где свой доклад «Формирование читательской среды современной школы в контексте культуры участия» представит Олеся Сененко, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ.
Также с 15:15 до 16:45 пройдут малый пленум «Профилактика несвободы в образовании», где с докладом «Родительский киноклуб как средство профилактики несвободы подростков» выступит Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ, и Дарья Касаткина, научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ, с докладом «Антропологический подход в высшем образовании как путь к академической и личностной свободе» и малый пленум «Развитие самостоятельности в процессе образования», где доклад «Москва как образовательная и развивающая среда для московских подростков» представит Любовь Борусяк, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ.
Полная программа конференции представлена на официальном сайте мероприятия.
Трансляцию будет доступна на YouTube-канале в дни проведения мероприятий.