Впервые в олимпиаде всероссийского уровня «Я — профессионал», итоги которой были подведены буквально в июне, появилось новое направление «Классный руководитель», за организацию которого отвечает Московский городской педагогический университет. Трек сразу набрал популярность, бронзовым призером в нем олимпиады стал студент из самого МГПУ, который в данный момент учится по обмену в университете Ноттингема. «Вести образования» пообщались с Алексеем Богдановым и узнали о его опыте участия в этой и других олимпиадах.
Педагогическое направление по количеству дипломантов Всероссийской студенческой олимпиады «Я — профессионал» впервые вошло в топ-10, что говорит о повышении престижа профессии учителя. Проходные баллы для поступления на педагогические специальности растут ежегодно, можно сказать, что в педвузы поступают мотивированные работать в современной школе молодые люди.
«Классный руководитель» — новое направление олимпиады 2022 года, в котором принял участие студент третьего курса Института иностранных языков Московского городского педагогического университета Алексей Богданов, пребывающий сейчас в Великобритании. Первый опыт участия в данном треке, и сразу — бронзовая медаль. Победитель проходит стажировку в университете Ноттингема, где изучает модули, связанные с историей США, культуроведением, теорией и методикой обучения иностранным языкам, а еще испанский язык, который хотел бы преподавать в будущем сам. Стоит отметить, что все этапы «Я — профессионал» проходили дистанционно.
По мнению победителя, профессия классного руководителя намного труднее и сложнее учителя:
«Миссия классного руководителя отличается от миссии педагога, который в первую очередь должен научить своему предмету, сформировать навыки и развить умения, а классный руководитель — сплотить коллектив, объяснить, как важно быть добрым и понимающим человеком, предотвратить буллинг. Надеюсь, я смогу стать таким для современных школьников. Я помню, когда я был учеником у нас проходили классные часы и экскурсии, но мне не хватало именно общеклассных мероприятий, которые бы сплачивали коллектив. Если я стану классруком, постараюсь в подростковом коллективе создать атмосферу дружбы и взаимоуважения».
Испытания олимпиады «Я — профессионал» для будущих классных руководителей были не простыми. В индивидуальном треке бронзовый призер разработал план цифрового классного часа, а в групповом задании нужно было за один час создать проект по определенной теме.
Команде Алексея Богданова достался цифровой этикет. Студенты разработали правила общения педагога с учениками в мессенджерах и оформили Правила цифрового этикета в доступной и понятной для детей форме — в комиксах.
Ученый секретарь, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ Роман Комаров считает, что сложность заданий объясняется изменением роли классного руководителя.
Современный руководитель класса — это еще и цифровой классрук. В онлайне он проводит занятия, родительские собрания, связываться с детьми во время каникул: «Цифровизация — мощный инструмент для педагога. Пандемия показала, что хорошо себя чувствовали специалисты, которые умели пользоваться современными технологиями».
Организацией классные руководители занимались и раньше — сплочением коллектива, внеурочной деятельностью, профилактикой конфликтных ситуаций учеников между собой, с учителями, родителями, администрацией школы. Современным же школьникам нужен координатор, коммуникатор и организатор в одном лице. Такие функции классруков помогают ученикам участвовать в олимпиадах, посещать городские мероприятия. Функция коммуникатора — совершенно новая. Теперь классный руководитель может собирать запросы от родителей и быть связующим звеном между школой и домом.