Многие школьники в эти дни уже вернулись из летних лагерей, кто-то заканчивает свою последнюю смену, впечатления у всех очень разные. Зачем лагеря все-таки нужны современным детям и почему не стоит путать вожатых с аниматорами, в эфире «Радиошколы» рассказал разработчик программ детского отдыха, профессор МГПУ, доктор педагогических наук Борис Куприянов.
Современным детям не хватает эмоций и коллективных переживаний. Наше поколение получало их во дворах — там мы понимали, что такое общество, и приобретали опыт рисков и приключений.
Сейчас летняя смена — едва ли не единственная безопасная альтернатива дворам и улицам. Там тоже можно найти приключения — только более безопасные и полезные, чем были у нас.
Главная прелесть смены — ее временность: сильные коллективные эмоции и большие приключения приходятся на короткий временной отрезок. Плюс благодаря тому, что коллектив существует меньше месяца, ребенок имеет право на ошибку и та или иная репутация не сохранится за ним на годы, как это нередко происходит в школе. Можно совершить ошибку и забыть о ней, вернувшись домой. Можно не бояться что-то не так сделать или сказать, выглядеть странно или нелепо. Главное — экспериментировать, исследовать себя как часть общества. В общем, лагерь как место для проб и ошибок очень психотерапевтичен.
Главное, что дает современный лагерь, — условия, в которых ребенок может переосмыслить свои отношения с другими детьми и посмотреть на себя другими глазами. Совместная жизнь с ровесниками, которых ты раньше не знал, учит соотносить свои желания с желаниями окружающих и справляться с эгоизмом.
Был случай — я тогда заведовал одним детским лагерем. Посреди смены ко мне приехал региональный чиновник, которому была подотчетна наша деятельность. Я сразу напрягся: визит начальства редко к добру. Но оказалось, что он привез отца одной из девочек с нашей прошлой смены. И тот спросил: «Что вы сделали с моим ребенком?»
Выяснилось, что девочка, вернувшись от нас, впервые за 13 лет своей жизни посмотрела на маму и сказала: «Мама, ты, наверное, так устала. Давай я тебе помогу помыть посуду». Для отца это было чудом. Но на самом деле это вполне закономерная трансформация — эффект от полученного на смене опыта сочувствия и соучастия.
Главное условие для безопасных экспериментов и приключений — правильные взрослые вокруг. Сейчас на летних сменах с детьми работают в основном люди двух должностей: вожатый, который организует совместную деятельность, воспитатель, который, собственно, занимается вопросами воспитания.
Повторюсь: вожатый — не профессия, а должность. Если проводить аналогии, то понятие «вожатый» близко к понятию «лидер» в его социально-психологическом смысле. А лидер, как известно, — это член группы, который наиболее полно отражает ее интересы.
Правильный вожатый на интуитивном уровне чувствует, что нужно отряду. Для этого не нужно быть педагогом-психологом — достаточно получать удовольствие от общения с детьми, интересоваться тем, что они говорят и чувствуют.
Но для вожатого очень важно не превращаться в аниматора. Для детей просто опасна упрощенная форма отдыха, в которой развлекательная программа распланирована и зарегламентирована, а дети отстраненно наблюдают за происходящим и ждут, что взрослые будут их развлекать. Нет ничего ужасней потребительства и иждивенчества.
С ними ребенок не получает опыта социального взаимодействия, не учится помогать и соучаствовать. Не знаю, как сейчас, но до ковида в Сети было очень много предложений летнего отдыха в формате «всё включено». Подобные программы, конечно, тоже имеют свои плюсы (ребенок учится отвечать за свой комфорт, распределять свободное время), но сегодня, на мой взгляд, можно выбрать более симпатичный опыт.
Речь о лагерях с так называемым инициативным бюджетированием. В таких местах детей собирают в начале смены, к ним выходит директор и говорит: «Дети, давайте подумаем, чего нам в лагере не хватает. У меня есть 200 тысяч рублей, давайте потратим их на то, чтобы улучшить нашу общую жизнь, наш общий быт». Дальше начинается проектная работа, дети обустраивают лагерь так, как им нравится, а на локациях, которые они создали, пишутся имена ребят-активистов.
Важно, что всё, что сделано на одной смене, переходит в пользование ребят, которые приедут на другую смену. Это всё вдохновляет и ставит детей в ответственную созидательную позицию.
Полную запись интервью с Борисом Куприяновым слушайте по ссылке. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».