Top.Mail.Ru

Благополучие в образовании: статья экспертов МГПУ

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выпустил сборник научных статей «Благополучие в образовании: современные исследования», в который вошла работа сотрудников лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елены Нехорошевой и Дарьи Касаткиной, посвященная моделям содействия психологическому благополучию студентов в 10 зарубежных университетах.

В своем исследовании Елена Нехорошева и Дарья Касаткина проанализировали модели содействия психологическому благополучию студентов в зарубежных университетах — в выборку вошли 10 университетов из 9 стран мира. Университеты были отобраны так, чтобы «охватить максимально разнообразные практики психологической поддержки». Их выбирали по:

  • географическому расположению;
  • частоте выдач при поисковом запросе по региону;
  • зрелости системы поддержки (не менее трех лет);
  • наличию институциональной рефлексии практик поддержки;
  • их вариативностью и разнообразию.

В результате анализа эксперты выделили четыре организационно-содержательные модели поддержки благополучия студентов. При этом характерной особенностью всех кейсов было наличие четко установленной миссии университетов по защите ментального здоровья и обеспечению благополучия студентов. «Миссия дает понимание, какая деятельность необходима университету, кто ее осуществляет, как связаны субъекты поддержки», — пояснили в своем исследовании эксперты МГПУ.

Анализ кейсов показал, что содействие благополучию студентов зарубежных вузов включает такие направления, как:

  • формирование благоприятной среды через пространственную организацию и студенческую взаимоподдержку;
  • развитие академических возможностей;
  • повышение грамотности студентов в сфере психического здоровья и психогигиены;
  • работу психологических служб и партнерство с профессиональными сообществами.

Елена Нехорошева и Дарья Касаткина также высказались об отечественных вузах: так, по их данным, из 50 вузов ни один не артикулирует в своей миссии непосредственно сохранение здоровья, защиту ментального здоровья и содействие благополучию. Тем не менее, по словам экспертов, в отечественных вузах используют разнообразные практики содействия благополучию, которые укладываются в содержательные направления обеспечения среды, академических возможностей и психологической помощи, имманентно присутствуют так или иначе во всех сферах студенческой жизни.

В конце своей статьи эксперты заключили следующее: «Зарубежный опыт иллюстрирует, как для обеспечения благополучия студентов используются разные организационные структуры при разнообразии профилактических, поддерживающих и помогающих форм работы. Он может быть полезен отечественным вузам, которые хотят содействовать психологическому благополучию системно, объединяя различные содержательные направления помощи и включая заботу о здоровье и психологическом благополучии студентов в свои политики, развивая корпоративные практики; цифровизируя инфраструктуру просвещения; работая с запросом на помощь от его выявления до формирования».

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Фото: Freepik



Старший ребенок командует младшим: что делать?


05 января 2025 г.


Доцент МГПУ, педагог-психолог Юлия Челышева рассказала читателям издания «Мел», как родителям вести себя, если старший ребенок постоянно командует младшим

«Учительская газета» про педагогические сказки Андрея Иоффе


03 января 2025 г.


«Учительская газета» опубликовала две новые педагогические сказки Андрея Иоффе: героями новых сюжетов стали отличник-тихоня Саша Батонов, двоечник-хулиган Миша Бутонов и Коля Колобков