Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выпустил сборник научных статей «Благополучие в образовании: современные исследования», в который вошла работа сотрудников лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елены Нехорошевой и Дарьи Касаткиной, посвященная моделям содействия психологическому благополучию студентов в 10 зарубежных университетах.
В своем исследовании Елена Нехорошева и Дарья Касаткина проанализировали модели содействия психологическому благополучию студентов в зарубежных университетах — в выборку вошли 10 университетов из 9 стран мира. Университеты были отобраны так, чтобы «охватить максимально разнообразные практики психологической поддержки». Их выбирали по:
- географическому расположению;
- частоте выдач при поисковом запросе по региону;
- зрелости системы поддержки (не менее трех лет);
- наличию институциональной рефлексии практик поддержки;
- их вариативностью и разнообразию.
В результате анализа эксперты выделили четыре организационно-содержательные модели поддержки благополучия студентов. При этом характерной особенностью всех кейсов было наличие четко установленной миссии университетов по защите ментального здоровья и обеспечению благополучия студентов. «Миссия дает понимание, какая деятельность необходима университету, кто ее осуществляет, как связаны субъекты поддержки», — пояснили в своем исследовании эксперты МГПУ.
Анализ кейсов показал, что содействие благополучию студентов зарубежных вузов включает такие направления, как:
- формирование благоприятной среды через пространственную организацию и студенческую взаимоподдержку;
- развитие академических возможностей;
- повышение грамотности студентов в сфере психического здоровья и психогигиены;
- работу психологических служб и партнерство с профессиональными сообществами.
Елена Нехорошева и Дарья Касаткина также высказались об отечественных вузах: так, по их данным, из 50 вузов ни один не артикулирует в своей миссии непосредственно сохранение здоровья, защиту ментального здоровья и содействие благополучию. Тем не менее, по словам экспертов, в отечественных вузах используют разнообразные практики содействия благополучию, которые укладываются в содержательные направления обеспечения среды, академических возможностей и психологической помощи, имманентно присутствуют так или иначе во всех сферах студенческой жизни.
В конце своей статьи эксперты заключили следующее: «Зарубежный опыт иллюстрирует, как для обеспечения благополучия студентов используются разные организационные структуры при разнообразии профилактических, поддерживающих и помогающих форм работы. Он может быть полезен отечественным вузам, которые хотят содействовать психологическому благополучию системно, объединяя различные содержательные направления помощи и включая заботу о здоровье и психологическом благополучии студентов в свои политики, развивая корпоративные практики; цифровизируя инфраструктуру просвещения; работая с запросом на помощь от его выявления до формирования».
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Фото: Freepik