Top.Mail.Ru

Как проходит обучение в московских предпринимательских классах

Благодаря грамотно выстроенной профориентационной работе педагогов многие школьники уже в девятом классе знают, кем хотят стать. Каждый может выбрать направление, которое позволит углубленно изучать необходимые для сдачи ЕГЭ предметы и познакомит с будущей профессией. Одно из них — предпринимательские классы.

Москва поддерживает предпринимателей в организации и развитии собственного дела. Гранты и субсидии, льготные кредиты, аренда земельных участков по ставке один рубль в год, бесплатные онлайн-сервисы, консультации и обучение — спектр возможностей широк. В столице начать бизнес можно еще сидя за партой благодаря предпринимательским классам в школах. При этом самозанятость и индивидуальное предпринимательство оформляют с 14 лет.

Как ребятам помогают определиться с профессией, почему гуру бизнеса заинтересованы в том, чтобы стать наставниками детей, и как знакомство с предпринимательством влияет на становление личности подростков — в нашем материале.

Квалифицированные педагоги и конкурсный отбор учеников

Предпринимательские классы открылись в Москве в 2021 году. Тогда их организовали в 44 школах, сегодня — в 210 учреждениях. В них учатся более восьми тысяч ребят. В некоторых школах есть по два-три таких класса.

Чтобы открыть предпрофессиональный класс, образовательной организации следует выполнить несколько условий, уточнила бизнес-тренер Гульнара Кошимбетова, куратор городского проекта «Предпринимательский класс в московской школе».
 Гульнара Кошимбетова

«На период обучения в 10−11-х классах школы формируют предпрофессиональные классы: ИТ, медиа, медицинские, предпринимательские, инженерные, психолого-педагогические. Минимальное количество учеников для них — 22. Кандидатам нужно пройти отбор: получить оценки не ниже четверки на государственной итоговой аттестации по трем основным предметам. Для предпринимательского класса это математика, обществознание и иностранный язык. Кроме этого, в школе должны быть квалифицированные учителя по трем основным предметам. Если все условия соблюдены, образовательное учреждение может подать заявку на участие в нашем проекте», — пояснила она.

Нащупать призвание и подобрать предпрофессиональное направление подросткам помогают в девятом классе. Тех, кто заинтересовался предпринимательством, ждет увлекательная и насыщенная программа.

«У детей есть время „примерить“ профессию. Если через полгода ученик понял, что ожидания не совпали с реальностью, он вправе перевестись. Предпрофессиональный класс усиливает ребенка: ему проще поступить в вуз, он приходит туда с багажом знаний и улучшенными навыками», — утверждает Гульнара Кошимбетова.
Бизнесмены за партой. Как проходит обучение в московских предпринимательских классах

Математика, экономика и другие предметы

В предпринимательских классах углубленно изучают математику, иностранный язык и обществознание (результаты ЕГЭ по этим предметам чаще всего необходимы для поступления в профильные вузы). Помимо обычных уроков, есть спецкурсы по основам предпринимательской деятельности и экономике. На них речь идет о том, как проводить финансовый и инвестиционный анализ, какие законы регулируют сферу бизнеса. Ребята генерируют идеи и тестируют их в проектных лабораториях, учатся руководить командой.

С проектом сотрудничают столичные колледжи и вузы, научные организации, производства, ИТ-компании, маркетинговые агентства, СМИ, банки, бизнес-клубы, финансовые фирмы. Среди партнеров — Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и другие. Успешные бизнесмены и педагоги вузов проводят для учеников мастер-классы и тренинги. Они рассказывают, как мотивировать себя и развить креативное мышление. А еще дают разные задачи, например выяснить, с чем связано падение прибыли у компании. У таких упражнений есть и психологический эффект: они формируют у будущих бизнесменов представление об антикризисных мерах, умение анализировать ситуацию на рынке и экологичное отношение к ошибкам.
Бизнесмены за партой. Как проходит обучение в московских предпринимательских классах. Официальный сайт Мэра Москвы

«Ученики готовят проекты как на школьных спецкурсах, так и на тренингах экспертов. Это может быть один и тот же стартап, который требует глубокой проработки с разными наставниками, или несколько. Таким образом, у каждого в портфолио есть хотя бы один проект. Бизнесы некоторых учащихся уже приносят прибыль. Но мы не стремимся к тому, чтобы все ребята еще в школе воплотили идеи в жизнь. Наша цель — познакомить их с профессией и предоставить возможности в ней реализоваться», — подчеркнула Гульнара Кошимбетова.

Предпринимательский класс как двигатель саморазвития

В вузах-партнерах для школьников организуют предпрофессиональные каникулы, во время которых они посещают лекции и практические занятия, знакомятся с академической и профессиональной средой. Кроме того, здесь они занимаются проектно-исследовательской деятельностью: под руководством вузовских преподавателей прорабатывают бизнес-проекты, а затем защищают их на научно-практической конференции «Наука для жизни» в направлении «Шаг в бизнес». Победители и призеры могут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз — партнер проекта. Еще одна возможность, доступная юным предпринимателям, — участие в проекте «Mos. МШУ». Это бизнес-акселератор для школьников и студентов.

Учебная нагрузка сбалансирована: в школах, колледжах, вузах и на бизнес-тренингах ребята изучают разные аспекты предпринимательства. Занятия органично дополняют друг друга. Кроме того, на базе столичных колледжей школьники получают профессию «агент банка». Они узнают о банковских операциях, учатся консультировать и подбирать услуги под запросы клиентов, распознавать финансовые ловушки, а еще улучшают личностные компетенции, добавила Ольга Баринова, куратор предпринимательских классов школы № 949.
Ольга Баринова

«Предпринимательские классы — двигатель саморазвития. Наши ученики уверены в себе, так как при подготовке проекта они принимают решения, слушают критику, отстаивают точку зрения, доносят до остальных свою задумку. Они умеют преподнести себя публике, планировать время и грамотно использовать ресурсы», — сказала она.

Ольга Баринова занимается бизнесом около 20 лет. Она делится с подопечными профессиональным опытом: рассказывает о трудностях, с которыми сталкивалась, и о возможностях, предоставляемых Москвой.

«Столица поддерживает бизнесменов, особенно молодых. Помогают в том числе и онлайн-сервисы государственного бюджетного учреждения „Малый бизнес Москвы“, которые позволяют подготовиться к началу своего дела. Для учеников создан бесшовный трек от школьной парты к успешному предпринимательству. Им открыты двери вузов, технопарков, заводов. Все это позволяет добиваться успехов. Когда у ребят появляются первые результаты в бизнесе и их глаза горят от радости, я понимаю, что все делаю правильно», — гордится Ольга Баринова.

Магазин свечей и студия графического дизайна. Какие стартапы создают ученики

Индивидуальный подход к каждому — правило кураторов проекта. Уже на собеседовании, которое проводят при отборе в предпринимательский класс, куратор спрашивает ученика о его интересах. Это помогает понять, на чем сделать акцент в процессе обучения.

«Некоторые увлечены творчеством, другие — технологиями. Если ребенку нравится рисовать, я подсказываю, какой стартап он мог бы открыть, чтобы реализоваться как независимый художник. Одна из моих учениц создавала авторские украшения. Благодаря нашей работе она превратила хобби в бизнес», — поделилась Ольга Баринова.
Похожая история у Марии Сумеди, ученицы предпринимательского класса школы № 1799. Она прошла курсы по графическому дизайну, но не знала, куда двигаться дальше. Куратор предпринимательских классов школы Юлия Кондакова предложила открыть студию.

«В предпринимательском классе я выстроила бизнес-план. А эксперты дают ценные советы о том, как развить дело. Приятно, что они общаются на равных, их не смущает юный возраст. Они помогли мне побороть страх отказа. Сказали, что 90 процентов людей, кому я предложу свои услуги, откажутся, пять заинтересуются и лишь несколько процентов станут сотрудничать. Я поняла, что отказ — это не повод все бросать», — поделилась Мария Сумеди.

Студия графического дизайна уже приносит ей доход. У Марии Сумеди можно заказать логотип, шрифт, визитки. Школьница мечтает дать вторую жизнь бывшим промзонам столицы, делать из них современные городские пространства. Сейчас она превращает художественную мастерскую своей бабушки в творческую студию, где все желающие смогут рисовать, вязать, лепить, вышивать. Одноклассница Марии Сумеди Алена Адарацких с детства знала, что будет бизнес-леди: она пошла по стопам отца-предпринимателя. Ученица открыла прибыльный магазин свечей из воска.


Персоны



Борис Куприянов о детстве в пионерском лагере


27 декабря 2024 г.


Профессор департамента педагогики Борис Куприянов принял участие в съемках программы телеканала "Культура", посвященной устройству детского отдыха в СССР

Александр Савенков получил диплом Лауреата от образовательной платформы «Юрайт»


26 декабря 2024 г.


Директор института педагогики и психологии образования МГПУ был награжден в номинации «Педагогические науки»