1 июня в МГПУ в рамках летней встречи клуба «Безопасная школа» прошел круглый стол «Безопасная инклюзивная образовательная среда». Встреча была приурочена к Международному дню защиты детей — дню, призванному привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются дети.
Участниками круглого стола, проходившего в гибридном формате, стали более 60 специалистов по безопасности, заместителей директоров, социальных педагогов Москвы, Подмосковья, Ханты-Мансийска, Саратовской области, Новосибирска и других регионов страны.
На встрече обсуждалось создание безопасной инклюзивной образовательной среды с позиции: специалиста по безопасности, руководителей ресурсных центров, педагогов-психологов, тьюторов, социальных педагогов и иных работников образовательных организаций, обеспечивающих безопасность детей с ОВЗ; основные требования к обеспечению доступности и безопасности среды образовательных организаций для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в контексте учета специфических особенностей каждой нозологической группы, их потенциальных возможностей; анализ правильного и ошибочного конструирования предметно-пространственной среды образовательной организации для каждой группы нарушения развития.
Одна из редко поднимаемых и жизненно важных тем — это проведение обучающих тренировок по эвакуации и иным действиям во время чрезвычайной ситуации для детей с ОВЗ, а также алгоритмам поведения в случае реальной угрозы. Дети, относящиеся к разным нозологическим группам, по-разному ведут себя во время получения оповещения о тревоге, сообщения об эвакуации, сигналах об опасностях. Педагоги и специалисты по безопасности, организующие и отвечающие за проведение тренировок, должны получать информацию об особенностях восприятия ситуации такими детьми: этому необходимо обучать и тьюторов, и классных руководителей. Участники встречи обратили внимание на то, что сейчас такое обучение не входит в программы подготовки соответствующих специалистов. Например, обучающийся с РАС (расстройство аутистического спектра) может не отреагировать на сигнал тревоги, пока не завершит начатое действие.
Участники встречи поделились различными методами обучения, провели анализ «живых» примеров практики, представили авторские разработки. В частности, Георгий Алиханов, учитель ОБЖ, тьютор ГБОУ «Специальное учебно-воспитательное учреждение № 1» и магистрант программы «Обеспечение безопасности образовательной организации» МГПУ продемонстрировал методику по обучению детей с РАС реагированию на сигналы тревоги с помощью системы авторских карточек.
Спикерами круглого стола cтали:
Ольга Караневская, к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП МГПУ, эксперт по расстройствам аутистического спектра;
Варвара Олешова, к.п.н., ассистент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП МГПУ, эксперт по нарушениям слуха;
Надежда Полякова, к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП МГПУ, эксперт по нарушениям зрения;
Анна Степаненко, социальный педагог, руководитель инклюзивного образовательного проекта «Компас», ГБОУ города Москвы «Школа N 2070 имени Героя Советского Союза Г. А. Вартаняна»;
Оксана Титова, к.п.н, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП ГПУ, эксперт по нарушениям опорно-двигательного аппарата.
Ведущий круглого стола:
Олег Зверев, к.х.н., доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ИЕСТ МГПУ, руководитель магистерской программы «Обеспечение безопасности образовательной организации», редактор телеграм-канала «Безопасная школа».
Клуб «Безопасная школа» объединяет специалистов, обеспечивающих безопасность в образовательных организациях всех типов и экспертов-практиков. Это уже пятая встреча клуба «Безопасная школа» за текущий учебный год. Следующая встреча пройдет осенью.