21 ноября 2024 года состоялся круглый стол с международным участием, посвященный теме: «Арт-терапия и арт-педагогика в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ», на котором обсуждались актуальные вопросы специальной психологии и специальной педагогики, в контексте особенностей применения искусства в коррекционно-развивающем и образовательном процессе. Мероприятие было организовано лабораторией инклюзивного образования института психологии и комплексной реабилитации МГПУ и проходило в гибридном формате собрав аудиторию около 100 человек, с широкой географией (Москва, М.О., Пермь, Иваново, Йошкар-Олы, Чебоксары, Босния и Герцеговина, Сербия, Китай и др.). Мероприятие завершилось, но интерес к нему продолжает расти. В онлайн-формате научное мероприятие просмотрели почти 500 человек.
В ходе круглого стола ведущие отечественные и зарубежные ученые обсуждали теоретические и практические вопросы арт-терапии и арт-педагогики в специальном образовании.
Научное мероприятие открыла доктор психологических наук, профессор, заведующий лаборатории инклюзивного образования — Ирина Юрьевна Левченко, раскрыв тему исторического становления арт-терапии и арт-педагогики и дальнейшего их развития в отрасли специального образования.
Доктор педагогических наук, профессор департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации МГПУ — Елена Анатольевна Екжанова с творческим подходом раскрыла направление выразительности средств взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Важным методологическим основанием стал доклад доктора психологических наук, профессора департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации МГПУ — Елены Алексеевны Медведевой, основанный на многолетнем опыте становления арт-терапии и арт-педагогики в специальном и инклюзивном образовании.Илья Владимирович Евтушенко, доктор педагогических наук, профессор МПГУ обосновал важность музыкального подхода в воспитании лиц с интеллектуальными нарушениями.
Представителем научного сообщества Боснии и Герцеговины, профессором, доктором наук университета города Тузлы, Мединой Вантич Танич была раскрыла важность использования народного искусства в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, на примере традиционной боснийской песни.
Сербская ученая, профессор, доктор наук Белградского университета — Снежана Илич раскрыла слушателям многообразие использования фрактального метода в работе с детьми с различными нарушениями развития.
Представители Нанкинского университета специального образования, из Китайской народной республики: WU JIONGHENG и DU JIAHONG поделились взглядом на арт-терапию и арт-педагогику в Китае и использовании мультимедийных технологий основанных на анимированных цифровых играх в работе с детьми с РАС.
Одним из интересных участников стала призер конкурса «Дефектолог года» Зайцева Марина Александрова, которая представила свою разработку — игровой альбом для формирования графических навыков у детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Интересным погружением в искусство стало участие в двух мастер классах.
Традиционной основой работы с детьми с ОВЗ является народное искусство. Зоя Александровна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сольного народного пения МГИК познакомила участников круглого стола с ролью русского фольклора в коррекции нарушений развития у детей с ОВЗ, на примере интерактивного мастер-класса. Студенты, преподаватели, гости закружили в хороводе, играли на народных инструментах, танцевали под ритмичный народный напев Зои Александровны. В лицах участников мастер-класса отражалась искренняя радость и хорошее настроение.
Завершающим аккордом круглого стола стал мастер класс Ирины Михайловны Поволоцкой, которая является писателем, поэтом, художником, актрисой. Вместе Дамиром Умаровичем Тухтаевым, действительным членом профессиональной психотерапевтической лиги, содиректором проекта арт-терапии «Космоопера. Арт», философом, писателем, художником, музыкантом, синологом и тифлосурдопереводчиком. Мастер-класс раскрывает особенности воздействия изобразительного искусства на эмоциональное состояние слепоглухого человека, кем является Ирина Михайловна. Участники мастер класса с удовольствием внимали словам спикера обучающего их философии и техники рисования китайской живописи.
Каждый из выступающих докладчиков вкладывал свой «кирпичик» в «фундамент» интересного и актуального направления — использования искусства в отечественном психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.
Погрузиться в мир искусства вы можете, посмотрев запись круглого стола и видео доклады, пройдя по ссылке: