Top.Mail.Ru

Анна Якшина и Елена Иванова о роли среды в детском развитии

15 августа 2023 года между девелоперами и архитекторами, ведущими практиками в области образования и исследователями, дизайнерами и психологами состоялся важный разговор по теме «Территория развития. Как архитектура жилой и образовательной среды влияет на развитие ребенка». Мероприятие было организовано Forbes Education при поддержке Prime Life Development и прошло в неформальной обстановке ЖК бизнес-класса «1-й Нагатинский».

Все чаще специалисты приходят к мнению, что на нейрофизиологическое развитие ребенка и раскрытие потенциала детей крайне влияют пространства, в которых они проводят время: детские сады и школы, детские площадки и городские парки. Кроме того, в деятельность по проектированию городских объектов необходимо вовлекать детей: только так можно создать пространства, действительно работающие на развитие ребенка.

В мероприятии приняли участие эксперты НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ — Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка, и Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур.

Анна Николаевна поделилась результатами исследования детских площадок в разных районах Москвы. «Любое пространство можно убить с точки зрения развивающего потенциала, если все регламентировать и запрещать. И наоборот — в самых скромных условиях можно общаться, играть», — подчеркнула Анна Якшина.

Она также обозначила две базовые возможности, которые должны обеспечивать современные пространства для гармоничного развития детей разных возрастов:

  • осознанный риск, развивающий идею безопасного города;
  • воплощение детских замыслов и поддержка инициативности — пространство, в котором ребенок может быть создателем, а не потребителем готового.

Отвечая на вопрос о том, насколько сильно пространство, в котором растет ребенок (в частности, двор, архитектура детских площадок, сада и школы), влияет на его будущее, спикер ответила, что сама материальная среда не воздействует напрямую одинаково на всех. Важно то, какие переживания социальная среда города вызывает у ребенка, как он к ней относится и как она к нему обращается. По мнению эксперта МГПУ, городу нужны не островки площадок, а «детский слой в городской среде»: какой опыт получает ребенок, передвигаясь по району или заходя в магазин, поликлинику, кафе? Может ли он вносить вклад в среду, в которой живет? Как устроено локальное сообщество, чем оно живет?

Елена Иванова подробно рассказала о потребностях детей в разном возрасте и о тех характеристиках развивающей среды, которые должны соответствовать этим потребностям.

  • Младшие школьники хотят видеть в классе яркие акцентные цвета, а само пространство класса воспринимать местом комфорта и убежища. Кроме того, им нужны возможности для двигательной активности.
  • Подросткам же необходимо пространство профессиональных проб, коммуникации по интересам и общим ценностям. Они очень избирательны в общении и предпочитают выбирать места, где они видят всех, а их — никто.

Елена Владимировна также продемонстрировала слушателям фотографии проектов образовательных пространств, идеально удовлетворяющих перечисленные потребности.

Также спикер объяснила, с какими сложностями и ограничениями сталкиваются дети, растущие в мегаполисах. По ее словам, в городской среде люди не склонны к аффилиативному поведению, то есть проявлению заинтересованности, доброжелательности и открытости при общении с другими. Конечно, такие паттерны поведения передаются и детям — они учатся быть недоверчивыми, опасаться чужих, везде видеть опасность. Это может формировать чувство тревоги, инфантильности. С другой стороны, в соответствии с теорией уровня адаптации, увеличивая или уменьшая взаимодействие с окружающей средой, человек адаптирует свое поведение к желательному уровню возбуждения. Поэтому даже самые маленькие горожане способны вырабатывать собственные стратегии преодоления стресса: они помогают им справляться с различными жизненными обстоятельствами.

Спикеры отметили, что встреча прошла продуктивно и насыщенно. «Здорово, что благодаря кейсам, предложенным участниками, смогли отойти от упрощенного взгляда на детей („я ему сказала — он делает“). К счастью, люди устроены сложнее. Да мы бы и сами не хотели для своих детей, чтобы в будущем они слепо следовали инструкциям извне. Феерично в конце разговора появилась идея культурной свалки во дворах, где было бы много разного, неструктурированного, такого бесценно-бесполезного, из чего можно создавать самому», — поделилась Анна Якшина.

Фото: Forbes Education.



Студентки МГПУ посетили Международный Кремлевский бал


25 декабря 2024 г.


По приглашению Московского суворовского военного училища шесть студенток ИСПО имени К.Д. Ушинского посетили IX Международный Кремлевский благотворительный кадетский бал

Добровольцы-спасатели МГПУ поздравили маленьких пациентов с Новым годом


25 декабря 2024 г.


В рамках акции «Десант Дедов Морозов» участники студенческого спасательного отряда «ДЕЛЬТА» спустились с крыши детской клинической больницы в новогодних костюмах, чтобы подарить праздничное настроение маленьким пациентам