25 марта 2021 года Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ, выступил на Международной научно-практической конференции с элементами научной школы «Историческая наука и образование в XXI веке».
Конференция была организована Новосибирским государственным педагогическим университетом совместно с Институтом стратегии развития образования РАО, Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Институтом истории Сибирского отделения РАН.
Тема доклада Андрея Иоффе — «Методическое мастерство современного учителя истории: как поддержать мотивацию учащихся в историческом познании?»
Андрей Наумович отметил, что оценка событий и личностей прошлого через деление «плохой — хороший», «плюс — минус» приводит к упрощению и примитивизации изучения истории, что, в свою очередь, может демотивировать учеников.
Действительно, конструктивный подход к изучению предмета состоит в многостороннем взгляде на события и людей, умении обнаруживать альтернативные позиции. Ученикам необходимо давать возможность рассуждать, видеть историческое развитие от его корней к перспективе, выстраивать ценностные, смысловые основы и формировать собственное мнение.
Один из удачных приемов работы учителя — связывать исторические события с реальной жизнью, чтобы история перестала быть для учеников абстракцией, наукой о прошлом. Важно говорить не только о завоеваниях и территориях, но и о человеке: как он чувствовал себя в той или иной эпохе, в каких условиях жил и работал, какие качества помогали или препятствовали достижению его целей. Возможность узнать детали жизни того или иного исторического деятеля и выразить личное отношение к нему также мотивирует учеников.
При обсуждении событий педагогу необходимо концентрировать внимание на уточнении их причин и извлечении уроков из хода истории. Это развивает у детей умение логически рассуждать, строить умозаключения, вырабатывать собственное видение.
Подводя итоги, Андрей Наумович предложил поэтапный подход к изучению истории:
- ликвидация безграмотности;
- переход от общей информации к деталям события;
- переход от безличности к оценочности (например, что было удачным решением правителя);
- переход от случайности к закономерности (частью какого процесса было событие?);
- понимание относительности истины;
- переход от сомнений в истинности к многообразию позиций.
Видеозапись доклада Андрея Иоффе можно посмотреть на Youtube.