Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, провела ряд мероприятий для педагогов, специалистов библиотечной сферы, экспертов и любителей детского чтения в Иркутской области. В начале июня там прошло два крупных события:
- Праздник чтения «День Ч» (8 июня) — ориентирован на детей дошкольного и школьного возрастов, их родителей, а также профессионалов (педагогов, библиотекарей).
- Межрегиональная практическая лаборатория «Открытая детская библиотека: мир новых возможностей» (6−7 июня) — параллельная «Дню Ч» профессиональная программа, которую в этом году организовала Иркутская областная детская библиотека имени Марка Сергеева.
Анастасия Николаевна рассказывает: «С Иркутском у Лаборатории социокультурных образовательных практик давние и тесные профессиональные связи. Одной из выпускниц первого набора магистратуры „Проектирование программ в сфере чтения детей и молодежи“, которую курирует лаборатория, стала детский писатель Анна Масленникова. С 2018 года она вместе с коллегами организует в Иркутске и Иркутской области праздник чтения „День Ч“. Исследованию детских книжных фестивалей была посвящена и магистерская диссертация Анны. В „Дне Ч“ неоднократно принимали участие сотрудники лаборатории Екатерина Асонова и Елена Романичева, а также выпускница магистратуры Ольга Лишина».
В июне 2024 года приглашенным экспертом Праздника чтения «День Ч» стала Анастасия Россинская. Она приняла участие в дискуссии «Читать — бояться. Зачем нужны страшные сказки?» и провела обсуждение японского анимационного фильма в жанре фэнтези «Зачем мне это смотреть?». Оба события модерировала библиотекарь Ирина Абдулова, которая сейчас учится в магистратуре «Детская и подростковая литература в образовании и культуре» в МГПУ.
Параллельно «Дню Ч» прошла профессиональная программа для библиотекарей, работающих с детьми, — Межрегиональная практическая лаборатория «Открытая детская библиотека: мир новых возможностей». В ней приняли участие около 70 человек из 22-х территорий Иркутской области. Работа лаборатории была направлена на обобщение и трансляцию перспективных моделей обслуживания читателей-детей и инноваций в продвижении детского чтения и литературы, семейного чтения, на повышение профессионального мастерства специалистов библиотечной сферы. Анастасия Россинская стала основным экспертом события. Она провела:
- тематическую сессию «Модельные детские библиотеки: новые стандарты обслуживания. Проблемы, достижения, итоги»;
- профессиональную мастерскую «В какой библиотеке детям хорошо: как оценивать читательские пространства?», участники которой размышляли на тему обустройства пространства для чтения, вырабатывали критерии его оценки, обменивались идеями и мнениями;
- тренинг «Открываем библиотеку детям», где участники попробовали посмотреть на детскую библиотеку глазами детей и увидеть, какие места становятся для детей своими, а какие нет и почему.
Двухдневная масштабная программа Межрегиональной практической лаборатории привлекла внимание не только десятков профессионалов, но и местных СМИ. На телеканале Новое телевидение Сибири вышел сюжет «Культурной программы» с участием Анастасии Николаевны. Она поделилась своим мнением о том, как сделать так, чтобы дети полюбили читать: «Мне кажется, чтобы привлечь детей к чтению, нужно показывать им, что чтение это не для галочки, не для оценки. Это для них и про них. Чтобы потом было интересно о чем-то поговорить; чтобы, может быть, решить какую-то проблему, которая их беспокоит, поговорив о героях книги. <…> Просто обычный разговор для начала уже очень сильно привлекает — ну, а дальше это игровые формы, связь с повседневной жизнью, выход в город и знакомство с городом через книгу».
Фото: Иркутская областная детская библиотека имени Марка Сергеева