В мае прошёл открытый вузовский чемпионат ГАОУ ВО МГПУ по стандартам Ворлдскиллс, в июне стали известны победители олимпиады «Я — профессионал». Мы поговорили с Алексеем Богдановым, студентом 2 курса института иностранных языков Московского городского, выигравшего вузовский чемпионат Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате» и ставшего серебряным медалистом олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Педагогическое образование (основное)».
Алексей, поздравляем Вас с победой в двух крупнейших федеральных конкурсах! Это Ваш первый опыт участия в вузовском чемпионате по стандартам Ворлдскиллс?
Алексей. В вузовском чемпионате по стандартам Ворлдскиллс я участвовал впервые.
По каким причинам решили принять участие в чемпионате?
Алексей. Для меня чемпионат был уникальной возможностью совершенствования собственных профессиональных навыков, которые я мог бы использовать в дальнейшем в преподавательской деятельности. Кроме того, я очень хотел познакомиться с ребятами, чтобы обменяться опытом, обсудить методику проведения урока, а также различные подходы к обучению английскому языку в дистанционном формате. У меня возникло очень много интересных и креативных идей, которые я хотел бы реализовать на чемпионате.
Чем для Вас интересна компетенция «Преподавание английского языка в дистанционном формате»?
Алексей. В 21 веке, веке удивительных технических возможностей и технологий дистанционного обучения, весьма сложно представить деятельность педагога без использования цифровых инструментов. На мой взгляд, различные интернет-ресурсы и электронные сервисы позволяют учителю находить новые, креативные пути презентации учебного материала вне зависимости от преподаваемого предмета. Перед тем как принять участие в конкурсе, я был уверен в том, что компетенция «Преподавание английского языка в дистанционном формате» позволит понять, насколько интересным и результативным может быть дистанционное обучение, и, действительно, я открыл для себя пути создания собственных онлайн-ресурсов на английском языке, научился достаточно быстро ориентироваться в цифровом пространстве для решения поставленных задач и определил стратегии планирования и проведения урока английского языка в дистанционном формате.
Расскажите, пожалуйста, о своём опыте участия в Олимпиаде «Я-профессионал»?
Алексей. Олимпиада «Я-профессионал» стала для меня очень важным стартом в педагогической деятельности: это первая олимпиада федерального масштаба, в которой я принимал участие, являясь студентом университета. И скажу честно: я не мог предположить, что дойду до финала, не говоря уже о получении призового места. Особенно запомнился мне заключительный этап олимпиады, который проходил в виде круглого стола, где участники обсуждали общепедагогические вопросы, волнующие не только учителей, но и родителей: нужна ли в школе оценка? Что важнее: цель урока или инициатива обучающегося? Могут ли цели учителя и обучающегося на уроке быть одинаковыми? Мне кажется, что очень важно проводить подобные дискуссии для молодых педагогов: они мотивируют начинающих преподавателей искать новые пути организации учебного процесса и предлагать идеи, которые могли бы улучшить образовательную систему.
Алексей, какой из конкурсов (вузовский чемпионат или олимпиада) оказался для Вас более сложным?
Алексей. Вузовский чемпионат по стандартам Ворлдскиллс мне показался более сложным, и, возможно, это связано с тем, что в отличие от олимпиады «Я-профессионал», где интервал между конкурсными днями составлял, как правило, около 2 месяцев, он проходил 4 дня подряд. В последние дни было достаточно сложно сохранить высокий уровень концентрации внимания. Более того, стоит отметить, что олимпиада «Я-профессионал» состояла из трех этапов, а чемпионат включал в себя 6 модулей, каждый из которых занимал около 2−3 часов.
Как готовились к чемпионату?
Алексей. К чемпионату я готовился со своим компатриотом, Екатериной Александровной Савкиной. За несколько дней до начала конкурса мы определили план подготовки: разобрали структуру чемпионата, выделили наиболее сложные аспекты работы, на которые следует обратить особое внимание, составили список интернет-ресурсов, которые могут быть полезны при составлении урока, отметили возможные проблемы и обсудили пути их решения. Очень часто у меня возникали вопросы, связанные с оформлением конкурсных заданий, на которые Екатерина Александровна всегда давала развернутые ответы. Считаю, что мое тесное взаимодействие с компатриотом в рамках чемпионата во многом определило мой результат, поскольку без Екатерины Александровны и ее наставлений исход мог бы быть совершенно другим.
Как готовились к олимпиаде?
Алексей. К отборочному этапу олимпиады я готовился с ребятами из своей группы. Очень важно в процессе подготовки разобрать вопросы демонстрационного варианта, размещенного на официальном сайте олимпиады. Именно этот документ дает участнику представление о заданиях, которые могут встретиться на первом этапе конкурса. К полуфиналу олимпиады я готовился с Титковой Настасьей, моей одногруппницей. Удивительный факт: наши баллы за полуфинал почти одинаковые (разница составляет 0,5), несмотря на то что наши уроки были на совершенно разные темы: я составлял урок по теме «Овощи и фрукты», а Настя разрабатывала занятие по теме «Предлоги места»! Подготовка к финалу олимпиады была достаточно интенсивной: совместно с преподавателем кафедры методики обучения английскому языку, Мухиной Натальей Николаевной, мы организовывали обсуждения различных общепедагогических тем, разбирали тестовые задания, включенные в спецификацию, которая размещена на сайте олимпиады. Не могу сказать, что подготовка занимает большое количество времени, важно на первом этапе определить, что следует более тщательно проработать.
Алексей, поделитесь опытом, как Вам удается справляться с волнением?
Алексей. Я считаю, что мои родственники, друзья, коллеги и наставники- это люди, которые помогают мне справиться с волнением в любой ситуации. Их слова поддержки всегда вселяют в меня уверенность, несмотря на сложность поставленной передо мной задачи. И именно их вера в меня и мои способности является одним из ключевых факторов, способствующих достижению успеха на различных конкурсах и соревнованиях.
Также отмечу, что наличие определенной стратегии прохождения олимпиады помогает избавиться от волнения и повысить уровень концентрации, поскольку, разработав план, я понимаю, в какой последовательности стоит выполнять определенное задание, на какие аспекты работы следует обратить особое внимание и какой подход к решению проблемы может оказаться более эффективным.
Какие у вас планы на профессиональное будущее? Каким вы видите свой профессиональный трек?
Алексей. Безусловно, я бы хотел связать свое будущее с преподаванием иностранных языков. На данный момент мне сложно сказать, хотел бы я работать в школе, на языковых курсах или в университете. Сейчас, например, мне очень нравится изучать структуру различных международных экзаменов по английскому языку. Я бы с удовольствием стал готовить как детей, так и взрослых к таким тестированиям. Не менее занимательным занятием для меня была бы разработка контрольно-измерительных материалов или проведение независимых диагностик по иностранному языку в образовательных учреждениях. Но и позиции учителя в школе или преподавателя в университете кажутся мне не менее интересными. Если творчески подойти к организации учебного занятия, то оно может оказаться не только результативным, но и запоминающимся, что доказали и олимпиада, и чемпионат.
Мы желаем Алексею реализации всех профессиональных планов!