29 ноября 2022 года в Доме русского зарубежья состоялась вторая «НеКонференция», посвященная театральной педагогике в школе, организованная городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы.
Зал был полон. В нем встретились учителя начальной, средней и старшей школы, завучи и директора. А в сети событие смотрели одновременно более 1000 человек. Спикерами «НеКонференции» стали практикующие учителя негуманитарных предметов, руководители детских театральных коллективов, сотрудники педагогических частей профессиональных детских театров и педагоги высшей школы, обучающие учителей искусству театральной педагогики.
Встреча открылась выступлением ведущего научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Александры Никитиной на тему «Драматургия урока». Вместе с заведующей лаборатории, Екатериной Асоновой, был придуман ход, как в 5 минут выступления уложить не только теорию и рекомендации по практике, но и игры с залом, которые помогут участникам настроиться на доверительный и продуктивный разговор. И план удался.
Александра Борисовна рассказала слушателям, как, используя такие элементы сюжета, как завязка, кульминация и развязка, превратить обычный урок в настоящее образовательное путешествие. «И тогда окажется, что в конце урока с нами произошло образовательное событие, потому что мы провели это время со-бытно: разделяя совместные открытия и переживания. И, наверное, что-то за время этого урока приросло к нам, как к личности, изменилось в нас самих», — резюмировала Александра Никитина.
Взгляды спикеров на театральную педагогику в школе были неоднозначны и неоднородны. Кто-то из педагогов дополнительного образования до сих пор считает, что театральная педагогика «раскрашивает» трудные школьные будни и помогает детям на уроке развлечься и отдохнуть. Кто-то все еще не чувствует противоречия между репродуктивной парадигмой образования и деятельностной, к которой принадлежит театральная педагогика. Кто-то не ощущает диссонанса между партнерской позицией учителя, которую предполагает театральная педагогика, и контролирующей. Но тем не менее все больше и больше учителей начинают понимать, что образование движется в сторону развития творчества, авторской позиции, метафоричности мышления, субъектности и индивидуализации. А все носители практик и методик театральной педагогики постепенно учатся доносить свои ценности в адекватной форме: творчески, игрово, в поддерживающей манере.
От встречи осталось радостное ощущение больших перспектив сотрудничества.
Видеозапись конференции можно посмотреть по ссылке.