Каким должно быть пространство образования? Привычно вспоминается комната с однотонно-выкрашенными стенами и партами, стоящими рядами. Но рождаются ли в таком пространстве вопросы? Верно ли, что люди, сидящие в затылок друг другу, лучше всего сотрудничают в исследовании и творчестве? И можно ли быть уверенным, что там, где ничего нельзя трогать руками, родится активная познавательная мотивация?
Александра Никитина — театровед, театральный педагог, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО — размышляет об опыте создания в одном из учебных корпусов Московского городского педагогического университета музейно-библиотечной среды.С начала учебного года в этом пространстве сотрудники лаборатории проводили самые разные занятия. Здесь собирались слушатели Серебряного университета и школьники, проходили занятия элективов и магистратур, а также встречи разных клубов, организованных при лаборатории. Прямо в этом пространстве родился и воплощается замысел клуба «Откроем книгу». В этом клубе школьные учителя, родители и студенты перечитывают произведения школьной классики, открывая её для себя по-новому и, в том числе, обживая предметный мир, которым могли пользоваться герои книг.Во время одних занятий столы накрыты для общего чаепития, во время других они превращаются в выставочные подиумы, на которых участники создают пространственные инсталляции, в иных случаях это библиотечные столы или плоскости для мастерской.Первый неполный сезон работы позволил нам убедиться, что открытая музейно-библиотечная среда равно привлекательна для всех возрастов и целевых аудиторий. Едва попав на третий этаж здания на Дмитровском шоссе, 34−2, все гости стремятся заглянуть в это пространство, побыть в нём, найти себе интересное занятие и удобный уголок для него. А мы, сотрудники лаборатории, поощряем это стремление, предлагая в начале каждой встречи осмотреться, спокойно побродить по кабинету, сфотографировать то, что особенно привлекло внимание, если хочется, сделать селфи.В лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ мы решили исследовать, как работает принципиально иное пространство: музейно-библиотечная среда. Здесь на полках в открытом доступе стоят детские, и не только детские книги. Здесь создан интерьер «бабушкиной комнаты» со старым буфетом, кроватью с металлической сеткой и лоскутным покрывалом. На воронцах — горшки и кринки, в углу примостилась разнообразная крестьянская утварь, в буфете прячутся предметы дворянского и купеческого быта. И всё это можно брать в руки и исследовать. А в центре комнаты — рабочие столы, из которых можно складывать самые разные конфигурации для индивидуальной, малогрупповой и общей работы.
Удивительно, но и слушатели Серебряного университета, и школьники, и магистранты, и бакалавры отмечают прежде всего именно эти качества пространства и работы в нём.Слушатели Серебряного университета, от которых было бы логично ожидать желания спокойно посидеть и послушать содержательную лекцию, отметили, что за два года работы им больше всего запомнились два занятия здесь: библиотечное и музейное, — потому что они могли тут самостоятельно творчески проявиться, осуществить личный выбор, пообщаться не только с ведущим, но и друг с другом, что для них невероятно важно.Школьники отметили, что происходившее здесь стало для них совершенно новым опытом встречи с музейными предметами как с живыми, имеющими судьбу и историю собеседниками, и эта встреча позволила им расширить границы творческого опыта и подарила новые возможности общения. Молодые люди вспомнили, что и у них дома есть интересные вещички из прошлого, к которым они теперь присмотрятся иначе, и предположили, что творческие задания, в которых они участвовали здесь, они теперь станут практиковать как на дружеских вечеринках, так и в процессе студийных занятий в школе.Бакалавры и магистранты воспринимают музейно-библиотечное пространство как волшебную пещеру-сокровищницу, в которой они обретают разнообразные необходимые им богатства: тут они обнаруживают чудесный мир современной детской литературы, о которой, порой, даже не слышали и не догадывались прежде; здесь им открываются заманчивые тайны практик и методик современной педагогики искусства; здесь они открывают особые возможности интерактивного построения школьных музейных экспозиций. Нередко они говорят, что именно здесь они познакомились не только с новыми педагогическими подходами и методиками, не просто получили принципиально новые знания, которые им остро необходимы в реальной педагогической практике, но как будто заново встретились с самими собой и друг с другом.Участники клубных встреч (Клуба театральных педагогов, клуба «Откроем книгу», семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» и других) отмечают, что для них музейно-библиотечная среда стала «третьим местом».После каждой встречи, а иногда после цикла встреч мы спрашиваем у наших гостей, чем им запомнилось музейно-библиотечное пространство и занятия в нём. И если бы из ответов мы составляли облако тегов, то самыми крупными буквами там было бы написано: УЮТ, БЕЗОПАСНОСТЬ, КРЕАТИВ, ТВОРЧЕСТВО, ОБЩЕНИЕ.
Участники наших клубных встреч отмечают, что здесь они могут сбросить с себя излишний груз ответственности и выйти из-под влияния стереотипов, которые жёстко регламентируют их поведение в социальных ролях учителей и родителей, прислушаться к своим потребностям, поделиться своими сомнениями и открытиями, поддержать друг друга и зарядиться позитивной энергией, взглянуть по-новому на привычные вещи и процессы, впитать новый личностный, социальный и профессиональный опыт, который противодействует выгоранию и помогает двигаться вперёд.К нашей большой радости число желающих побывать и поработать в нашем музейно-образовательном пространстве растёт. Впереди реализация самостоятельных проектов наших выпускников и встречи с младшими школьниками. Менее чем за год своего существования музейно-библиотечное пространство лаборатории социокультурных образовательных практик стало актуальным кластером образовательных инноваций МГПУ, где всегда есть место для новых опытов и исследований, для совместной продуктивной деятельности и творчества.Третье место, дополняющее «первое» (дом) и «второе» (учёба или работа) — это «якорь в жизни общества», который способствует и содействует творческому взаимодействию людей, как предлагает определять его американский социолог Рей Ольденбург.