16 июня 2024 года Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, приняла участие в эфире на «Радио Вышка».
Александра Борисовна также является руководителем литературной части Театра РОСТА в Царицыно — там в 2017 году совместно с режиссером Николаем Дручеком она создала зрительский клуб. В интервью она рассказала, как и почему он появился и кому нужен сегодня: «Зрительский клуб — это такое место, где встречаются взрослые и дети, актеры театра и школьные учителя, которым интересно друг с другом поиграть в театральные игры и о чем-то интересном поговорить». Cегодня в Театре РОСТА разрабатываются уникальные программы читок современной детской литературы, интерактивные и иммерсивные программы по детской классике, интерактивные экскурсии по театру и мастер-классы, программы для семейного посещения и многое другое. Значимую роль в организации многих форматов мероприятий сыграла Лаборатория социокультурных образовательных практик: «Лаборатория нам бесконечно помогала в поисках авторов, в контактах с авторами», — делится Александра Никитина. Вместе с другими участниками эфира театровед и театральный критик обсудила, как сегодня развиваются детские театры и что нравится смотреть детям, чем отличается зарубежная театральная педагогика от российской, что требуется в школе для полноценной реализации практик театральной педагогики.
Еще одной темой интервью стало обсуждение возможностей магистерской программы МГПУ «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». Александра Борисовна объяснила, чем отличается обучение в магистратуре от курсов повышения квалификации, которые проводит Лаборатория социокультурных образовательных практик для педагогов: «Курсы — это краткосрочная история, где-то 36 часов, а магистратура — это 2 года. На курсах мы даем маленькие, короткие техники, которые помогают любому учителю, выйдя на урок, привнести в него какие-то элементы театральных практик. А когда мы учим в магистратуре, то мы даем очень капитальные представления, знания, умения, компетенции о том, что такое режиссура образовательной среды и почему это не история про „два притопа, три прихлопа“. Это история, которая должна пронизывать всю школьную жизнь: и школьные будни, и школьные праздники, и уроки, и досуг». По словам ведущего научного сотрудника лаборатории, в программе магистратуры отсутствуют лекции — «у нас есть семинары, у нас есть тренинги», а значит, практика действительно занимает центральное место в обучении.
Говоря о педагогическом составе магистратуры, Александра Борисова отметила следующее: «У нас работает больше 15 педагогов. Некоторые ведут большие курсы, некоторые — короткие. Но нам очень важно, что у нас есть там и актеры, и режиссеры, и педагоги, и психологи, и театральные художники, и искусствоведы. Каждая дисциплина связана со встречей с новым человеком. И, конечно, там преподает заведующая лабораторией Екатерина Асонова, которая специалист по детской литературе, и сотрудница нашей лаборатории Анастасия Россинская, которая занимается музеями. Это тоже очень для нас важные, ценные педагоги, потому что мы стараемся делать наше обучение максимально широким, развернутым в разные стороны, чтобы каждый выпускник мог потом идти своей дорогой и выбирать».
Александра Никитина также обрадовала новостью: третий долгожданный набор в магистратуру «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» уже открыт! «Это, мне кажется, самый интересный способ учиться», — говорит она. Подробную информацию о поступлении можно найти по ссылке, а подать документы — на официальном сайте МГПУ.
Полную версию интервью с Александрой Никитиной можно послышать здесь.
Фото: Жанна Смагина (ВКонтакте)