Top.Mail.Ru

Александр Ткаченко о гендерных стереотипах: «мужские» и «женские» профессии

Эксперт института гуманитарных наук Александр Ткаченков рассказал о дифференциации мужских и женских социальных ролей в современной культуре в проекте студентов факультета журналистики Института кино и телевидения (ГИТР).

Празднуете ли Вы 8 марта, 23 февраля? Как Вы относитесь к этим праздникам?

23 февраля и 8 марта — традиционные для нашего общества праздники, которые я отмечаю ежегодно вместе с большинством населения России. Социологические опросы говорят нам о том, что эти дни практически не уступают по популярности таким праздникам, как Новый год, Пасха и День Победы. И хотя первоначальный смысл 23 февраля и 8 марта как гражданских праздников утрачен, не могу согласиться с тем, что один из них, а именно 23 февраля, целиком превратился в гендерный через поздравление всех на подряд мужчин. Мы не забываем о подвигах нашей армии и неслучайно продолжаем называть этот день Днём Защитника Отечества. Более того, когда мы говорим о защите Отечества, мы имеем в виду не только тех, кто воевал или сейчас пребывает в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации. Оборонять Родину можно не только с оружием в руках, но и анализируя и донося до общественности точную информацию о происходящем в стране и в мире.

Существуют ли «мужские» и «женские» профессии?

Широко распространено мнение о том, что в течение последнего столетия в значительной степени стёрлась грань между профессиями, предназначенными для мужчин и женщин. В первую очередь это касается тех сфер деятельности, где мужчину можно легко заменить женщиной — например, сферы образования. Однако социологические исследования последних лет показали, что не всё так просто и однозначно. Разрушение традиционной монополии мужчин в ряде экономических отраслей не исключает того, что по-прежнему существуют профессии, где преобладают мужчины: шахтёры, металлурги, военные, спасатели, полярники, водители-дальнобойщики) и т. д. и точно так же есть такие занятия, за которые мужчины неохотно берутся (швеи, прачки, уборщицы, кассирши, няни, секретарши и т. д.). Причём нетрудно заметить, что большим престижем обладают именно «мужские» профессии. Поэтому гендерное разделение в сфере трудовой занятости полностью не исчезает. Не стоит забывать также о том, что до XX века большинство женщин нигде не работали, так как сидели с детьми и занимались домашним хозяйством или участвовали в полевых работах во время жатвы. И если бы не такие социальные процессы, как урбанизация и гендерная эмансипация, вполне возможно, что и сейчас не менее половины женщин, живущих в нашей стране, остались бы домохозяйками.

Социология — это «мужская» или «женская» профессия?

Мой личный 20-летний опыт занятия социологией приводит меня к мысли о том, что социология — это наука-унисекс в том смысле, что она полностью открыта как для мужчин, так и для женщин. И хотя большинство исследователей в области социологического знания — это мужчины, мне многократно доводилось общаться с женщинами-коллегами и учащимися в МГПУ девушками, которые разбирались в методике проведения социологического исследования ничуть не хуже, а зачастую даже намного лучше, чем большинство мужчин. Собственно, сама история социологии свидетельствует о наличии в этой науке ряда крупных специалистов женского пола. Это и академик Т.И. Заславская, изучавшая проблемы оплаты труда, миграцию и трансформацию общества в переходный период, и член-корреспондент РАН Н.М. Римашевская, описавшая гендерные проблемы общества, трудовую занятость населения и потребительское поведение, и главный научный сотрудник Института социологии РАН Т.З. Адамьянц, которая исследует вопросы социальной коммуникации, технологии управления и процесс глобализации, и многие другие учёные. Известные женщины-исследователи есть и в нашем Институте.

Как проблемы гендера изучаются в современной социологии? Не могли бы Вы назвать несколько интересных исследований.

В современной социологии гендерные проблемы считаются одним из важнейших предметов исследования. Объясняется это теми социальными процессами, которые происходят в современном обществе, связаны с отходом от традиционных образцов поведения и с каждым десятилетием только ускоряются. В частности, можно упомянуть исследования на тему гендера и феминизма, проведённые в Калифорнийском университете под руководством Дж.П. Батлер. Эта женщина — философ и социолог — пришла к выводу, что понятие пола зависит не столько от естественной принадлежности к категории мужчин и категории женщин, сколько от тех культурных установок, которые формируются воспитанием и пропагандой. Исходя из этой логики, можно прийти к выводу, что в будущем человек будет идентифицировать себя с тем или иным полом, исходя не из полученной от рождения данности, а из приобретённого по жизни убеждения, что он или она является мужчиной, женщиной или кем-то ещё.

В свою очередь, наш исследователь Т.Ю. Дашкова подчёркивает специфику гендерной проблемы в России начала XXI века: если когда-то, после революции, наша страна обгоняла Запад по темпам распространения феминизма, отрицая традиционные ценности, то сейчас всё происходит ровно наоборот. В нашем Институте тоже регулярно проводятся исследования на гендерную тематику, и сами студенты нередко выбирают её изучение при написании выпускных квалификационных работ. Чаще всего гендерные проблемы вскрываются при изучении семьи, социальных ценностей, искусства, трудовой занятости и рекламы.

Какие стереотипы о «мужском» и «женском» существуют до сих пор в нашем обществе?

Несмотря на то, что разделение людей на мужскую и женскую половину производится самой природой, в обществе всегда существовали нормы, которые предписывали лицам разных полов отличное друг от друга поведение. Со временем часть этих предписаний стала анахронизмом, но продолжает жить на стереотипном уровне. Например, до сих пор считается, что мужчина в идеале должен быть решительным, немногословным, сильным, являться основным добытчиком средств для существования семьи, всегда готовым за неё постоять, а женщина должна уделять много внимания своей внешней красоте, заниматься домашним хозяйством (стиркой, глажкой, готовкой) и проявлять заботу в отношении мужа и детей в качестве хранительницы домашнего очага. На деле во многих семьях мужчина и женщина давно поменялись ролями, и часто можно встретить женщину, которая всех «строит» в своей семье, включая собственного мужа, или зарабатывает больше, чем он. В нашем Институте есть направление обучения для магистрантов по социологии маркетинга и рекламы. И там мы время от времени разбираем со студентами те стереотипы, которые встречаются в рекламе. Если обобщить их, то чаще всего это образы мужчины — любящего отца семейства, делового человека или мужчины — мачо, а в отношении женщин — заботливой жены и матери или красавицы 90×60×90. В целом, эти образы соответствуют тем стереотипам, которые присутствуют в нашем сознании, а потому выглядят привлекательно.


Персоны



Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

Доцент МГПУ организовал для школьников исследовательский чекап-проект


03 ноября 2024 г.


В ходе проектной работы школьники разберут особенности функционирования органов кровеносной системы, научатся работать с научным оборудованием и представлять результаты своих исследований

Главные новости