В институте состоялась встреча со слепоглухим скульптором Александром Сильяновым. Творческая мастерская называлась «В поисках счастья». Каждый человек на своем жизненном пути стремиться обрести, догнать, поймать счастливый миг жизни. Работа, семья, любовь, развлечения! Есть все возможности! А если вдруг закрываются двери в мир звуков, а затем и света?! Что делать? Куда идти? Как реализовать свои стремления? Как не потонуть в пучине отчаяния?
Ответ один для всех: семья, любовь, ответственность, творчество. Вот маяки и спасательные круги, которые дают шанс на счастье! Так и в жизни скульптора Александра Сильянова: сначала мама, потом любимая девушка-жена, дочь, учеба в художественном училище, творческий поиск, — всё это позволило состояться и быть образцом мужчины, мужа, Человека. Слепоглухой скульптор и актер театра. Отец прекрасной дочери, дедушка двух внуков. Энергичный, легкий, остроумный, галантный, он очаровал всех присутствующих в зале. А очередь желающих поблагодарить и сфотографироваться в конце встречи с Александром и его чудесной женой Еленой напоминала очередь (к мавзолею (шутка)) за автографом эстрадной звезды. Мы надеемся, что эта встреча останется навсегда в сердце и памяти каждого, кто присутствовал. Александр — это образец человека, который победил судьбу! Полная галерея встречи!
Немного о биографии нашего гостя
Александр Сильянов в раннем детстве потерял слух, в 15 лет у него упало зрение, врачи диагностировали синдром Ушера, к 46 годам он полностью погрузился во тьму. Однако Александр не растерял присутствие духа, он нашел в себе силы и занялся скульптурой, ощущая окружающий мир только руками. В материале m24.ru история художника, скульптора, семьянина.
Сильянов работает в маленькой мастерской на цокольном этаже жилого дома в Балашихе. В помещении редко горит свет — его включают только для гостей. Александр не может видеть или слышать наш мир, он может общаться только с редкими носителями тактильного языка — дактиля.
Он родился в 1956 году, учился в спецшколе для глухих детей в Москве — слух пропал еще в раннем детстве. Там же он познакомился со своей будущей женой — Еленой. В 15 лет у художника резко ухудшилось зрение, позднее врачи поставили сложный диагноз: синдром Ушера. Эта болезнь как бы ставит человека перед фактом: «Рано или поздно ты полностью ослепнешь».
После школы, не обращая внимания на болезнь, Сильянов поступил в промышленное художественное училище имени Калинина на специальность резчика по камню и кости. Уже тогда он начал много рисовать. А еще, по окончании школы, женился.
— В группе я был единственный глухой человек. Даже слабовидящим я мог нормально рисовать и лепить. В 1982 году закончил училище и на время оставил творчество, занялся бизнесом — у нас на руках была маленькая дочка и семья оказалась на первом месте. Прошли десятилетия без творчества, но 12 лет назад я окончательно ослеп. Было тяжело осознавать мир заново, но в какой-то момент понял, что без зрения я все еще могу позволить себе скульптуру. Мои руки — глаза, они очень чувствительные, я могу прочувствовать все пропорции. Когда я занимаюсь скульптурой, то забываю, что слепоглухой, забываю обо всех проблемах. Я не могу оторваться от этого — это моя жизнь, это моя любовь — рассказывает Сильянов.
Когда Сильянов еще мог хотя бы чуть-чуть видеть, он любил писать картины углем, однако, большую часть времени отнимал бизнес — его предприятие с 1986 года занималось изготовлением надгробных памятников. И только в начале этого года Александр закрыл его окончательно, оставив за собой лишь мастерскую.
Перед тем как жениться, он рассказал Елене, о том, что его болезнь со временем будет прогрессировать, и он ослепнет. Поэтому, когда зрение начало ухудшаться — Сильяновы были готовы к этому удару.
— Я посвятил эту работу внуку. Когда он был совсем маленький, я очень переживал, как он будет общаться со слепоглухим дедушкой, как мы сможем вести разговоры. Ему уже восемь лет, он знает язык жестов и дактиль. Мы с ним отлично общаемся, он всегда радует меня, бережет, помогает: провожает в парк, в магазин. Эту работу я посвящаю моему любимому внуку, — руками художник показывает на мимику будущей скульптуры. — Я стараюсь, чтобы в этом образе был выражен его характер, пока не получается. Когда он рядом, он говорит, что чуть-чуть похож, но нужно добавить выражение. Я леплю его с натуры, когда он рядом — прикасаюсь к его лицу и воспроизвожу его черты.
Без зрения работать на порядок сложнее и дольше, каждая работа занимает много времени. Правда, он не следит за этим и отмахивается — у творчества нет сроков, главное — что получится в конце. Сильянов заканчивает работу только когда понимает, что удалось вложить какую-то изюминку. Если чувствует, что не хватает выражения, эмоций — он ее не заканчивает. Мнение о своих работах спрашивает только у жены и натуры, с которой лепит. Вдохновение приходит в процессе, но мастер всегда продумывает образ будущей работы заранее. Он приступает только полностью сформировав картинку в голове.
Темнота, в которую когда-то погрузился Сильянов, лишила его общения. Вместе с потерей зрения, друзей у него становилось все меньше и меньше. Для того чтобы поддерживать отношения требуется много общаться, ходить в гости. Это очень сложно, нужно, чтобы кто-то все переводил. Художник возглавляет благотворительную организацию «Ушер-Форум», которая помогает и поддерживает людей с синдромом Ушера. Сильянова можно встретить на сцене театра имени Мейерхольда, где он играет в спектакле «Прикасаемые», номинированном на «Золотую маску». Это первая профессиональная постановка, в которой одновременно задействованы и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры.