14−17 сентября 2021 года преподаватели кафедры логопедии института специального образования и психологии приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экопрофилактики в образовательной среде», которая проходила на базе МБОУ «Сакская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова», г. Саки, Республика Крым. Среди научных партнеров конференции — ведущие научно-исследовательские институты и вузы России.
Основная цель конференции — интеграция межведомственных ресурсов в области экопрофилактики нарушений здоровья и безопасности жизнедеятельности обучающихся.
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ, освещавшие вопросы, связанные с современными оздоровительными и реабилитационными технологиями для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На пленарном заседании с докладом «Актуальные проблемы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах» выступила Приходько Оксана Георгиевна, директор института специального образования и психологии, заведующая кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, профессор. Были представлены современные тенденции оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
В работе секции «Современные оздоровительные и реабилитационные технологии для лиц с ограниченными возможностями здоровья» приняли участие:Югова Олеся Вячеславовна, доцент кафедры логопедии МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент выступила с докладом на тему: «Культурное развитие детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья как технология их социальной адаптации». Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ОВЗ связаны с тем, что оно содействует реализации его креативных потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и социальной адаптации.
Павлова Анна Сергеевна, доцент кафедры логопедии МГПУ, кандидат психологических наук выступила с докладом на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования». Сопровождение детей с ОВЗ способствует развитию их личности, обеспечивает социальную адаптацию и социализацию детей данной категории в специально организованных условиях дополнительного образования.
Миронова Ангелина Валерьевна, старший преподаватель кафедры логопедии МГПУ выступила с докладом на тему: «Особенности адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной жизни». Проблема адаптации детей с проблемами в развитии к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей.
Звягинцева Анна Алексеевна и Ярошевич София Григорьевна, ассистенты кафедры логопедии МГПУ, выступили с докладом на тему: «Организация безопасной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья». Несмотря на улучшение экологической ситуации в отдельных регионах России, актуальным вопросом воспитания и обучения детей становится обеспечение безопасных, в том числе с экологической точки зрения, условий организации предметно-пространственной среды.
Свои научные наработки в сборнике статей к конференции представили:
Новикова Диана Эдуардовна, старший преподаватель кафедры логопедии МГПУ опубликовала статью на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: мировые тенденции». Рассматриваются проблемы формирования и коррекции недостатков в эмоциональной и коммуникативной сферах при помощи здоровьесберегающих технологий, как одни из наиболее важных задач развития детей с ОВЗ.
Рыкова Елена Алексеевна, ассистент кафедры логопедии МГПУ опубликовала статью на тему: «Изотерапия и сказкотерапия как здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми раннего возраста». Здоровьесберегающие образовательные технологии являются одной из перспективных образовательных систем нашего времени. Это система мер по охране и укреплению здоровья детей, а также коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
Большой отклик у участников конференции получил авторский мастер-класс Приходько Оксаны Георгиевны «Дифференцированный логопедический массаж как здоровьесберегающая технология комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья», который, являясь частью комплексной медико-психологической работы, представляет собой уникальную технологию логопедической помощи детям с различными речевыми расстройствами.