17 апреля 2021 года состоялся Первый межрегиональный симпозиум практик — партнерских площадок МГПУ «Исследование в действии — Action research», организованный Лабораторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ.
Action research — известный во всем мире метод развития качества образования, который начал активно разрабатываться и в России. Он основан на анализе педагогами кейсов (проблемных ситуаций) из своей практики для планирования следующего шага и рефлексии его эффекта.
В симпозиуме зарегистрировались и приняли участие 166 работников дошкольного образования, преподавателей колледжей и вузов, сотрудников институтов развития образования Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Костромской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Сахалинской, Свердловской, Саратовской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Ярославской областей, Республики Татарстан, Красноярского и Приморского краев. Около 40 гостей смогли участвовать в симпозиуме очно и примерно столько же смогли одномоментно подключиться по интернет-трансляции. Но даже у не присутствовавших в зале была возможность активно включиться в работу. Они задавали вопросы, высказывали суждения, предлагали свои решения проблем.
Открыл симпозиум Игорь Шиян, заведующий лабораторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ. С приветственным словом к участникам мероприятия обратился ректор МГПУ Игорь Реморенко. Он подчеркнул важность сотрудничества ученых и практиков для построения современного качественного образования, для осмысления практического опыта и его теоретического обобщения.
Организаторы отказались от традиционных для таких встреч докладов и лекций. Симпозиум был построен на обсуждении проблемных образовательных кейсов, предложенных педагогами-практиками из разных городов России. Содержание каждого кейса отражало реальную ситуацию, с которой столкнулся его автор. Сотрудниками Лаборатории развития ребенка была предложена технология обсуждения кейсов, предполагающая максимально рефлексивное и практико-ориентированное осмысление проблемы, насыщение единичного кейса универсальным содержанием.
На симпозиуме обсуждались вопросы детской игры, детского планирования, соучаствующего проектирования, организации детских праздников, наставничества для молодых педагогов и даже организации питания в детском саду. Участники оказывались в позиции исследователя, что позволяло обнаруживать новые и неожиданные эффекты в, казалось бы, вполне обыденных ситуациях и отыскивать перспективные решения вроде бы нерешаемых проблем.
Работа проходила в дружественной обстановке и интенсивном режиме, так как многие присутствующие представляли собой уже сложившееся сообщество единомышленников, в которое легко было вливаться новым участникам. Симпозиум стал настоящим событием для сообщества, многие участники отразили свои впечатления в постах в сети Facebook.
«Удивительное вчера было событие. Очень сложное, потому что первый шаг всегда сложен. Мы пробуем соединить формат „исследования на практике“, который сложился за рубежом — отсюда и англоязычное название Action research — с идеей развития в том виде, как эта идея разрабатывается в культурно-исторической психологии. Вопросов больше, чем ответов. Результаты, то есть тексты, еще не скоро дойдут до публикации. Но такие люди собрались, невероятные просто люди. Очень смелые — готовые обсуждать свои кейсы и менять свое видение, очень профессиональные — знающие о своем незнании, умеющие видеть детей, замечать мельчайшие „немелочи“, очень заинтересованные. И очень красивые, хотя это явно следствие всего предыдущего»,
— написала на своей странице в Facebook Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ.
Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, также отрефлексировала данное событие:
«Это история о том, как разделяемые ценности переходят в практику, буквально завихряют вокруг себя пространство и переплавляют страх перед неизвестным в исследовательский интерес. Это было творчески. Мы, буквально взявшись за руки, шагнули в открытый космос AR и выросли сами над собой, отвечая на вызов. Это было играючи — с горящими глазами и всплесками смеха, с „а что, если“ и „а давайте“? Это было соучаствующе — не организованное мероприятие кем-то для кого-то, а совместно сочиненное событие. Это было рефлексивно — оперевшись на сильные стороны, нашли точки роста».
«Мы обсуждали вместе кейсы, живые, настоящие истории из практики. Но что же отличает историю ребенка или группы, рассказанную педагогом от Action research? Видение в ней научных понятий, именно они помогают осмыслить то, что мы делаем, проследить цепочку действий, событий, которые привели к развитию, сделать видимыми универсальные результаты»,
— с благодарностью отметила Наталья Филимонова.
Поддержка педагогов и педагогических коллективов, использующих метод Action research, ляжет в основу нового формата сотрудничества Московского городского педагогического университета с образовательными организациями. Результатом этого сотрудничества станет создание сети партнерских площадок, где университет выступит модератором регулярных обсуждений педагогических кейсов. Это поможет практикам обобщать их опыт и совместно разрабатывать вопросы новой дидактики образования.
Фотоматериалы мероприятия по ссылке.