«Если инвалид просит о помощи — помогите, если нет — не делайте этого»
Ирина Соловьева — опытный эксперт. За плечами — работа в лагерях для неслышащих людей и в школе для особенных детей. На мастер-классе «Поддерживающее обучение юношей и девушек с инвалидностью и ОВЗ» её слушают внимательно, после — просят дать совет.
На основной площадке ВДНХ лектор рассказала о реестре программ, где содержится информация об образовании детей различных нозологических групп.
Указала основные образовательные программы для детей с инвалидностью:
— адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся;
— программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
— обучающихся с умственной отсталостью;
— с тяжелыми нарушениями речи;
— с расстройствами аутистического спектра.
Слушатели узнали, что обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе осуществляется по четырем вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ. Их выделяют по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся.
И о том, какие условия необходимы для успешной социализации обучающихся с ОВЗ:
— ПМПК сопровождение;
— активное включение родительской общественности в образовательную деятельность в дошкольной образовательной организации;
— медико-реабилитационные программа;
— программы дополнительного образования (анимационные студии, студии дизайна, пантомимы и другое);
— содействие личностному самоопределению дошкольников с нарушениями в развитии.
Также слушатели узнали об особенностях домашнего обучения и сложностях подбора программы ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спикер привела примеры профессий, доступных для людей с ограниченной мобильностью, в том числе полной и частичной неподвижностью.
В перечень занятий входит: растениеводство, деревообработка, шитьё, ткачество, уборка помещений и территории, керамика, батик, полиграфия.
После лекции Ирина Соловьева рассказала о том какими компетенциями должен обладать человек, чтобы стать сопровождающим, какие этические вопросы при этом возникают, и как тактично общаться с людьми с инвалидностью и ОВЗ.
̶ Что нужно, чтобы организовать сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья? Каким должен быть опытный сопровождающий?
̶ Для того чтобы организовать сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ, нужно знать некоторые важные вещи — как правильно действовать, чтобы всем было комфортно.
Глухому и слепому нельзя говорить «ЭЙ», резко и грубо трогать за плечо. Если слепой человек пришел в ресторан, официант должен положить руку незрячего на ложку, а дальше человек сам поймет, как располагаются остальные приборы. Подготовленные люди знают предпочтения лиц с ОВЗ. Это не значит, что нужно всех носить на руках. Правило простое: если инвалид просит о помощи — помогите, если нет — не делайте этого за него. Тактичность и деликатность — вот формы сопровождения. Надо понимать, что даже несмотря на наличие сопровождающего, человек может захотеть сказать что-то сам или написать. Нужно знать этикет и просто иметь представление о том, как общаться.
Обязательно нужно сделать так, чтобы дома у человека с инвалидностью и лиц с ОВЗ все вещи были на своих местах, чтобы домашнее пространство было безопасно. Нужно всегда поддерживать ребят: умеет плести сети — здорово; расписывает пряники — это ведь супер. Рассказывайте о доступных профессиях. Если человек не может без помощи других переместить своё тело и не знает о том, что доступны и ему какие-то направления — это большое упущение с нашей стороны. Нам нужно каждую наработку в одной нозологической группе проработать. Исследовать индивидуальные планы реабилитации. Нужно наблюдать за инвалидами и лицами с ОВЗ. Если им неудобно обучаться, например, в классе, нужно понять, что этому мешает. Быть может, бликует поверхность доски и им не видно, свет не так падает. Эти вещи должен учитывать каждый сопровождающий и стараться помочь исправить ситуацию.
̶ Как считаете, сейчас осведомленность населения об этикете поведения с инвалидами и лицами с ОВЗ выше, чем была раньше?
̶ Однажды я должна была встретиться со своей знакомой. Зовут ее Валентина. Она незрячая. Вижу, она выходит из метро и к ней присоединяется молодой человек. Когда они оказываются около меня, говорю ей:
̶ Валь, ты чего так долго. Я тебя уже давно жду.
Молодой человек обращается к моей знакомой с вопросом:
̶ Валентина Алексеевна, этот человек претендует на то, чтобы повести вас. Вы его знаете?
Когда потом спросила её о том, кто этот юноша, знакомая сказала, что встретила его случайно несколько минут назад.
То есть вот так запросто человек помог незнакомой девушке. Он убедился в том, что ей ничего не угрожает, передал в надежные руки. Сейчас есть те, кто может помочь справиться
с трудностями. Нельзя сказать, что мы живем во времена не толерантных и совсем ничего не знающих людей.
̶ С чего началась ваша история? Откуда берет начало интерес к этой теме?
̶ Через два месяца после свадьбы моя мама оглохла. Папа — студент медицинского вуза, делал все возможное, чтобы вернуть маме слух, профессор назначил антибиотики. Теперь мы знаем, что это была ошибка. По окончанию историко-архивного института мама начала работать в театре Мимики и жеста секретарем. Я выросла в нём — жестовый язык стал родным. Я хотела стать врачом, но не сложилось. По комсомольской путевке пришла вожатой в школу для детей с нарушением слуха. Меня взяли, потому что я знала жестовый язык. Помню, очень боялась старших ребят. Я пришла после 10 класса. А там все взрослые. Но нет, мы дружим, до сих пор нас объединяет общее дело. Вожатой я проработала 20 лет, затем 12 лет — директором школы-интерната глухих. Защитила диссертацию. Перешла вместе со своими глухими выпускниками в Московский городской педагогический университет. Разработала комплекс учебных программ для 1−4 классов, написала несколько учебников.
̶ Насколько сложно стать сурдопереводчиком? Что нужно для этого и каждый ли может им стать?
̶ Сурдопереводчиком нужно захотеть стать. Нужно быть толерантным, соблюдать этикет в отношении с людьми с ОВЗ и инвалидностью, учиться собирать коллекцию жестов, быть внимательным и усидчивым. Нужно стремиться узнавать что-то новое, ведь знания в этой сфере безграничны. Например, когда-то очень давно я начала изучать мудры, сакральные знаки, и увидела сходство между ними и дактилологией.
Но есть небольшая часть людей, которые не могут стать профессиональными сурдопереводчиками. Обычно, это связано с моторикой. Однако это не мешает им изучить жестовый язык для общего пользования.
̶ Что думаете про чемпионат и организацию удобств для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья?
̶ На «Абилимпикс» бываю ежегодно. В прошлом году участвовала в круглом столе по вопросам жестового языка в РГСУ. Была на чемпионате «Абилимпикс» в Ярославле. Сейчас я вижу, что чемпионат меняется в лучшую сторону. Жизнь людей с инвалидностью меняется в лучшую сторону. Сегодня именно они хозяева 75 павильона на ВВЦ. Это радует.