Методический проект «Четыре четверти» (традиции общешкольных праздников)
Методический проект «Четыре четверти» представляет собой преемственные календарные циклы сценариев общешкольных праздничных мероприятий историко-культурной направленности, способствующих духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Проект был разработан в 2004—2008 годах при непосредственном участии педагогов, родителей и обучающихся столичных школ под руководством специалистов ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО и прошел успешную апробацию более чем в 40 образовательных учреждениях московской городской экспериментальной площадки «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения».
Согласно концепции проекта в качестве общешкольных из числа праздников, имеющих важнейшее историко-культурное значение, в которых отражены ключевые, поворотные вехи российской и мировой истории и культуры, особо выделяются четыре — День народного единства, Рождество, Пасха и День Победы. Эти четыре праздника разбивают учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний (День народного единства) — I четверть, зимний (Рождество Христово) — II четверть и два весенних (Пасха и День Победы) — III и IV четверти.
День народного единства (1, 2, 3, 4, 5, 6) — официальное название праздника, который впервые после долгих лет забвения с 4 ноября 2005 года стал отмечаться в России как государственный. Как известно, в этот день (22 октября по старому стилю) в 1612 году всероссийское земское ополчение под предводительством мещанина Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, и этим событием завершился долгий период Смутного времени. Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Казанской иконы Божией Матери — одного из самых почитаемых чудотворных образов. По преданию, эта икона в 1612 году помогла освободить Москву от польской интервенции. Рождество (1, 2, 3, 4, 5) — всеми любимый праздник, глубоко укорененный в традиции общеевропейской и мировой культуры (летоисчисление от Рождества Христова) и непосредственно соотносящийся с субкультурой детства. Пасха (1, 2, 3, 4, 5), являясь смысловой и духовной доминантой годового и недельного («воскресный день») календарного круга, напоминает нам о вечной победе добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. В этом духовном значении она смыкается с Днем Победы (1, 2, 3) — наиболее чтимым в народе государственным праздником, ставшим для большинства россиян средоточием национальной идеи и символом духовного единства и могущества нашей державы.
Через раскрытие социокультурного значения памятных календарных дат детям становится слышна и понятна смысловая перекличка отмечаемых в школе праздников, явственней их внутренняя взаимосвязь. Праздничная тема Москвы, начиная звучать на День города (начало сентября), получает развитие в ноябре — освобождение Москвы от польских интервентов, затем усиливается в декабре — перелом в битве под Москвой (1, 2, 3) — 5 декабря — и достигает кульминации в мае — День столичного герба и флага — 6 мая, соединяясь в свою очередь с темами Победы и защитника Отечества (1).
Среди осенних дней воинской славы России необходимо особо выделить День Бородинского сражения (1) — 8 сентября, а также День победы в Куликовской битве (1, 2). В этот день — 21 сентября — православные верующие празднуют Рождество Пресвятой Богородицы.
Традиционно отмечаемый в школах праздник осени перекликается с праздником Покрова (1, 2) — 14 октября — и темой благодатного урожая. В его формате целесообразно организовывать природоведческие походы или краеведческие экскурсии по памятным и святым местам.
Познакомить школьников с именами и подвигами наших героических предков, а также ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы можно в формате общешкольного празднования Дня Героев Отечества, который, начиная с 2007 года, отмечается в нашей стране 9 декабря. Среди памятных героических дат, связанных с темой Великой Отечественной войны, помимо Дня начала контрнаступления советских войск под Москвой, следует ежегодно уделять внимание Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) и Дням разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской (2 февраля) и Курской (23 августа) битвах, особенно в те годы, когда эти даты являются юбилейными.
Важнейшую роль в развитии единого социокультурного пространства образовательной организации играет ежегодное проведение в ее стенах праздника Сретения (1, 2) — 15 февраля, способного помочь решить проблемы преемственности, межпоколенческого взаимодействия педагогов и обучающихся. Этот праздник целесообразно проводить в школе в формате Сретенских вечеров — вечеров встреч, внутренний потенциал которых должен быть ориентирован на содействие духовно-нравственному становлению и профессиональному самоопределению обучающихся, а также духовному укреплению всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей. В рамках праздничного мероприятия могут быть организованы юбилейные встречи выпускников и педагогов в стенах родной школы, встречи с интересными людьми — мастерами своего дела, встречи с творческими коллективами.
Неразрывно связано с Пасхой празднование Масленицы, завершающееся прощеным воскресеньем и предшествующее началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты, гуляния и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.
С 14 марта 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех епархиях Русской Православной Церкви ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Дню православной книги (1). Цель их — показать детям и молодежи, что православная культура является историческим ядром традиций русской культуры, играет большую роль в жизнеустройстве нашего общества, семьи, человека, развитии его духовности. Православная книга учит школьников добру, милосердию, состраданию, воспитывает любовь к Отечеству и родному очагу, позволяет увидеть мир во всем его многообразии, помогает понять смысл жизни.
Особое внимание в школе следует уделять 12 апреля — Дню космонавтики (1): героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.
К числу праздников, которые условно можно было бы назвать профессиональными — День учителя и День знаний (1), можно отнести 25 января — Татьянин день (1, 2) — праздник всех студентов и дата основания первого в России университета, а также День славянской письменности и культуры (1, 2, 3), отмечаемый в конце учебного года 24 мая. В этот день Русская Православная Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, подаривших нам азбуку — кириллицу.
При планировании системной реализации проекта «Четыре четверти» в начальной, основной и старшей школе для снижения общей нагрузки на классные коллективы и их руководителей целесообразно придерживаться традиции ежегодной эстафеты праздников. Например, в начальной школе каждый год Пасхальный праздник готовят творческие коллективы обучающихся 4 классов, организация празднований Дня народного единства и Дня Победы возлагается на 3 классы, праздник Рождества Христова традиционно проводится силами коллективов 2 классов, а первоклассники в конце учебного года готовятся к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Таким образом, к праздничному мероприятию готовятся все обучающиеся, но при этом всегда есть классы, ответственные за организацию и проведение праздника в общешкольном формате. Это дает возможность каждому ученику за период школьного обучения с 1 по 11 классы «с погружением» освоить содержание, эмоционально пережить исторические сюжеты и личностно приобщиться к традициям, ценностям и нравственным смыслам большинства наиболее значимых отечественных социокультурных праздников годового календарного круга.
Общешкольный формат проведения праздников при правильном распределении функциональной нагрузки позволяет добиться максимально слаженного и продуктивного взаимодействия между педагогами, родителями и классными коллективами в предпраздничный подготовительный период, что значительно усиливает воспитательное воздействие праздничного мероприятия, а также способствует формированию уклада школьной жизни. Становится возможным на практике выстроить эффективную систему шефской работы, в которой классные коллективы среднего и старшего звеньев привлекаются к участию в подготовке к праздникам в начальной школе уже в роли опытных помощников. Укрепление практического взаимодействия между классными коллективами разных ступеней обучения и дальнейшее развитие института шефства может оказать оздоравливающее воздействие на всю систему межличностных отношений в школьном коллективе, способствовать профилактике социальных девиаций, помочь в решении проблем с отстающими учениками.