6 февраля 2019 года состоялось очередное заседание университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании» под руководством ректора МГПУ, кандидата педагогических наук Игоря Реморенко и главного научного сотрудника лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, профессора, доктора психологических наук Бориса Эльконина.
На заседании на тему: «Проблема оценивания в деятельностной педагогике» выступил доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат педагогических наук Алексей Воронцов. В докладе Алексея Борисовича прозвучало несколько ключевых тезисов:
- Сомнительно менять подходы к оцениванию, не меняя все остальные элементы системы обучения (цели, содержание, способы и формы организации образовательного процесса, контрольно-измерительные материалы).
- Построение системы оценивания в деятельностном подходе может дать образовательные эффекты только в том типе обучения, где нормы человеческой культуры не транслируются, а воссоздаются. Система оценивания будет результативна только в обучении, способствующем развитию ребёнка.
- В настоящий момент необходимо сосредоточиться не на наращивании давления на школы с помощью внешней оценки, а серьезно заняться внутренней системой оценивания в школе и классе. Эта система НЕ должна копировать подходы к внешней оценке.
- Внутри школы необходимо сделать больший акцент на становление контрольно-оценочной самостоятельности школьников и формирующее оценивание.
- Необходимо обсуждать проблему эволюции оценки от ступени к ступени образования. Внимание стоит уделить усилению самостоятельности не только учащихся, но и педагогов. В последнем случае это должно быть выражено в усилении экспертной линии в оценивании. При таком подходе проблема пятибалльной шкалы отметок должна разрешиться достаточно просто — она сама исчезнет.
С содокладом «Системно-деятельностный подход в формировании системы оценки качества образования» выступила доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, кандидат педагогических наук Надежда Фомина. Надежда Борисовна представила результаты анализа текущей ситуации с оцениванием в школах, обозначила рамки, препятствующие массовому внедрению современных форм оценивания, поделилась наработками в области педагогической диагностики, в том числе в дошкольном образовании.
По завершении доклада участники семинара обсудили современную ситуацию обучения и развития детей, а также инклюзивного образования в школе. Предлагаем вам ознакомиться с материалами заседания семинара.