Завершились зимние экзаменационные актёрские показы в Институте культуры и искусств МГПУ. В Институте учатся два актёрских курса: первый — #огарёвцы, и второй — #яцковцы.
#Огарёвцы — студенты мастерской Александра Огарёва, российского театрального режиссёра, Заслуженного артиста России, выпускника ГИТИСа, с 1995 года — режиссёра театра «Школа драматического искусства». В качестве ассистента Анатолия Васильева он участвовал в создании многих спектаклей в 1995 — 2006 годах, участвовал в обучении творческих актёрских групп из Германии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Израиля. Александр Огарёв ставил спектакли в театрах: Школа драматического искусства, МХТ им. Чехова, Современник, РАМТ, Другой театр, Новый драматический театр, в Театре им. Ермоловой, Театре им. Пушкина, Театре им. Маяковского, и др. А также в городах Барнаул, Белгород, Владимир, Воронеж, Краснодар, Красноярск, Томск, Омск и др. Был главным режиссером Краснодарского академического театра драмы им. Горького и Томского областного драматического театра. Поставил пять спектаклей в Хорватии, в городах Загреб и Сплит, в 2018 году — в Эстонии, руководит Лабораторией в театре «Школа драматического искусства».
Студенты-второкурсники — #яцковцы. Мастер курса Игорь Яцко — Заслуженный артист России, актёр и театральный режиссёр, руководитель Лаборатории в «Школе драматического искусства». Он окончил Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова, затем — ГИТИС, курс Анатолия Васильева. С 1990 года Игорь Яцко— актёр театра Анатолия Васильева «Школа драматического искусства». C 2007 по 2014 год — главный режиссер театра «Школа драматического искусства». Игорь Яцко преподает в ГИТИСе, Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова, «Мастерской индивидуальной режиссуры — 5» Б. Ю. Юхананова.
Зимние экзаменационные постановки курсов Яцко и Огарёва показали, насколько широк диапазон талантов и умений студентов-актёров и насколько они разные — #яцковцы и #огарёвцы.
Второкурсники мастерской Игоря Яцко учатся разрабатывать идеи «игрового театра» и «игровых структур», подразумевающих понимание и исследование театра как мистерии и ритуала. Их репертуар — классические, «проверенные временем» тексты, которым они пытаются придать современное звучание, интерпретируя и осмысляя их в особом духе: Пушкин, Островский, Чехов, «Метаморфозы» Овидия и др. Показ по дисциплине «Пластическое воспитание» у #яцковцев (педагог Рамуне Ходоркайте) — это традиционная академическая хореография у станка и искромётные танцы ХХ века — разноцветные бабочки-«стиляги».
По «Актёрскому мастерству» студенты Яцко поставили «Русалку» А.С. Пушкина (педагог — мастер курса Игорь Яцко) и отрывки из пьес А.Н. Островского. «Русалка» шла при полном зале. Неоконченная драма об опозоренной князем дочери мельника, бросившейся в Днепр и превратившейся в «холодную и могучую» Русалку, держала зрителя в напряжении полтора часа. Артисты «проигрывали» каждую сцену по нескольку раз, как будто в поиске разных интерпретаций сюжета: бездушный богатый князь бросает простую девушку, откупаясь от неё… князь бросил дочь мельника, но его сердце разбито… дочь мельника, брошенная князем, безмолвная и разбитая — или хохочущая, безумная от горя? Простит ли князя его дочь? Отомстит ли ему Русалка? Мастер курса Игорь Яцко и его студенты не ставят точку — они оставляют многоточие… Вторая часть экзамена по «Актёрскому мастерству» была по пьесам А.Н. Островского, педагог — Наталья Рачевская. Зрители увидели легкомысленных героинь «Талантов и поклонников» (Ксения Копылова, Алёна Шматова, Илья Резанцев), «не лыком шитого» влюбленного Подхалюзина из «Свои люди — сочтемся» (Егор Павлов, Вероника Мигунова, Арина Федосенко), мелодраматичную «Позднюю любовь» с Дарьей Дроздовой и Ильей Резанцевым, Телятева и Лидию Юрьевну из «Бешеных денег» (Равиль Месхиев и Алина Чеченкова), а также: «Доходное место», «Шутников», «Невольниц», отрывок из «Грозы» (Катерина — Вероника Юрьева), чудесных Глафиру Алексеевну и Михаила Борисовича из «Волков и овец» (Роман Клепченко и Анастасия Фурсова), «Дикарку» и «Бедную невесту». В показанных отрывках — все грани комедии и трагикомедии Островского, тончайшие черточки и нюансы человеческих характеров. На сцене были плуты, капризные барышни, легкомысленные и коварные, расчетливые и простодушные, злые и добрые, «волки» и «овцы». На показе по «Сценической речи» (педагог — Мария Зайкова) в первой части #яцковцы показали навыки скороговорения — это были не просто скороговорки, а фармакологические инструкции, где много сложных названий и крайне трудная для произношения терминология. Мария Зайкова в начале экзамена сказала о том, как важна артисту отработка дикции на таких «проблемных» текстах — помимо театральных постановок и сьемок в кино, они часто снимаются в рекламе, где такие навыки крайне необходимы. Блестяще «протараторив» медицинские инструкции, #яцковцы прочли короткие лекции по зоологии, географии и китайском чае (Кира Боброва, Алёна Шматова, Ксения Копылова, Наталия Кузнецова), и даже — либретто японского театра Кабуки (Анастасия Фурсова). Во второй части экзамена была «Сказка о попе и о работнике его Балде», разобранная на типажи, каждый — со своим характером и комедийным «говором». #Огарёвцы к зимней сессии подготовили совсем другую программу. На показе по «Сценической речи» (педагоги — Александра Лахтюхова и Константин Шпаков) они поразили динамикой, энергией и высокой планкой профессиональных амбиций. В первой части экзамена были очень интересные и сложные номера «Речи в движении», которые студенты готовили самостоятельно. С виртуозной легкостью артисты декламировали Шекспира, Пастернака, Хармса, одновременно делая сальто, стоя на голове, кувыркаясь и танцуя. Завершился показ рэп-баттлами, основанными на скороговорках — здесь #огарёвцы показали не только технически прекрасную речь, но и очень разные и яркие актёрские темпераменты. На показе по «Пластическому воспитанию» 1 курса всё дрожало — стены, пол, сотрясалось и вибрировало всё здание МГПУ в переулке Каменная Слобода, когда первокурсники в невероятном темпе отбивали свои ритмы. Показ состоял из двух частей. В первой части студенты показали пластические этюды на свободное движение, подготовленные с Львом Шелиспанским — плавные, красивые, одновременно требующие концентрации и расслабления. Вторая часть была посвящена ритму и темпу, ее готовили под руководством Владимира Беляйкина. Бытовые звуки, дождь, шумы леса и звериные крики, а затем — ритмические композиции с хлопками, чечёткой, отстукиванием ритма пластиковыми бутылками — это было яростно и захватывающе! По «Актёрскому мастерству» #огарёвцы подготовили большую программу, показ длился почти три часа. Было увлекательно, смешно, иногда — драматично, изредка — оглушающе громко. В первой части были традиционные «Наблюдения за людьми», «Животные» и «Предметы». Публике понравился иммерсивный «Владимир на самокате» (Екатерина Петухова), очаровательная «Робкая женщина на дискотеке» (Алексей Зулев), «Женщины из Узбекистана» (Дарья Богатырева, Екатерина Петухова). «Животные» были «очеловечены», каждое — со своим рисунком характера и пластическим языком: медлительная и трагичная Черепаха (Полина Тарасова), породистая Лошадь (Анна Кузнецова), болтун-Попугай (Екатерина Петухова), «Осенняя муха», заснувшая, прилипнув к оконному стеклу (Алексей Зулев). «Предметы» получились особенно яркими — закипающий Чайник (Даниил Булочников), Солонка и Перечница (Ксения Мачихина и Наталья Ефременко), Циркули (Циркуль-педант Полины Тарасовой и безудержный Циркуль-танцор в исполнении Андрея Лушникова). Очень выразительны были Мочалка и Кран (Арина Емелина и Алексей Зулев) и «Зуб и Кариес» (Арина Емелина, Владимир Ривкин), пугающим — «Фонарь» Глеба Балахнина. В конце первой части артисты показали импровизационное упражнение «Лифт» (по мотивам playback-театра, с участием педагога Андрея Финягина). Во втором отделении были «Живые картины» и «Фильмы и мультфильмы» по мотивам советской классики. Весь курс участвовал в оживлении «Арлекина и его подружки» Пабло Пикассо — получилось очень зрелищно и интересно. Также красивая сценография получилась в этюде «Семья» (Г. Климт, Владимир Ривкин, Дарья Богатырева, Екатерина Петухова) и «Памяти» (Р. Магритт, Дарья Богатырева). В «Фильмах и мультфильмах» произвели впечатление фрагменты из «Девчат» (Елизавета Попова, Роберт Непогода) и «Приходите завтра» (Анна Кутняк, Даниил Булочников, Полина Калединкина). #Огарёвцы, с их неподражаемой, гиперактивной искренностью актёрской игры и физического самовыражения подкупают и «покупают» зрителя напором своих молодых талантов. Более рафинированные #яцковцы, выросшие за полтора года обучения в Институте, радуют нас своими расцветающими драматическими талантами и поисками смыслов. Сессия окончена, ждем следующей — какими будут весенние показы?