В Московском городском прошла трехдневная форсайт-сессия, в которой студенты-высокобальники проектировали образование будущего с его возможностями, проблемами и вызовами.
В университете уже некоторое время идет работа по вовлечению различных интересантов в проектирование образа будущего образования. Раньше для форсайтов привлекались известные и именитые эксперты, но в какой-то момент стало понятно, что студенты педагогических вузов — важный участник этих изменений — в процесс проектирования пока не вовлечены. Поэтому было решено провести форсайт-сессию, где проектированием занялись бы студенты. Организацией форсайта занялось управление стратегического развития МГПУ.
Как был организован форсайт
Форсайт-сессии для студентов состояла из трех встреч. Каждая из них прошла по разным сценариям с различными форматами работы: были защиты проектов, баттлы и торги. Формат, несмотря на свою новизну для участников, оказался органичен и понятен. Поддержка нужна была не в части мотивации, а в части помощи по содержанию. Каждая встреча давала организаторам новое понимание готовности и интересов участников, после чего программа немного «докручивалась», студенты получали новые задания и тексты.
Кирилл Баранников, руководитель управления стратегического развития
К третьей сессии многие стали более точными в формулировках, конкретными в словах и предложениях. Мы будто перешагнули «разрыв мечтателя», когда проекты оторваны от реальности. Удивительно, что некоторые участники говорили, что прежде всегда стеснялись выступать, а здесь смогли легко это сделать.
Ключевое ощущение после встречи — что в университете учатся сильные и вдумчивые ребята, и это не один два человека, таких ребят много. Это не просто те, кто пришел в педагогический университет, потому что больше некуда было поступать, а это талантливые и успешные выпускники школ, которые осознанно выбрали образование как сферу своей будущей профессии.
Дальше по форсайт-проектам будет продолжаться работа в индивидуальном режиме. Часть предложений войдет в стратегию университета, некоторые станут частью публичной повестки. Такой формат может стать началом особого интеллектуального клуба для студентов, где они занимаются проектированием будущего.
Мы поговорили с двумя студентами, которые принимали участие в форсайте, и попросили поделиться своими впечатлениями от мероприятия, а также пофантазировать на тему того, какой они видят школу в 2068 году.Мероприятие на 5 из 5
Алексей Макаров, 2 курс института естествознания и спортивных технологий, специалист АФК (реабилитолог)
Перед форсайт-сессией у меня в голове был примерный план, того, что нас ждет. Все практически совпало, но результат оказался намного приятнее ожиданий.
Это было мероприятие на 5 из 5. Хоть в первые минуты ты не понимаешь, что от тебя хотят и что нужно сделать, работа была интересной: включаешься и начинаешь предлагать свои мысли, выслушивать остальных членов команды. Это очень увлекательно.
Я понял, что нынешние студенты полны амбиций и инициатив, главное, чтобы каждый из них эти амбиции не растерял. Хочется, чтобы преподавали качественно и понятно, интересно и творчески. Наши ребята на это способны. Я думаю, будущее за нами!
Школа-2068
Подъезжая в школу на летающем автобусе, ребята заходят в учреждение по ДНК-коду, их сопровождают голосовые подсказки для направления в нужный кабинет, там ждёт учитель, который в режиме реального времени с помощью голограмм может переместить тебя в любую точку нашей планеты и рассказать тебе то, что ты хочешь слышать.
Одно из самых продуктивных мероприятий за мою студенческую жизнь
Людмила Дадолина, 2 курс института иностранных языков. Направление — педагогическое образование, итальянский язык.
Это мое первое мероприятие в таком формате. Сначала я думала, это будет что-то в формате лекции или мастер-класса, но то, что получилось, превзошло все ожидания в хорошем смысле слова.
Перетасовка ребят в команде сильно влияла на работоспособность, особенно в самом начале. Но я развивала навык работы в команде и под конец форсайта не возникало сложностей в общении. Помимо этого, я попрактиковалась в публичных выступлениях, научилась тезисно излагать мысли, обобщать, переходить от абстрактных размышлений к конкретным задачам и целям. В целом, это было одно из самых продуктивных мероприятий за всю мою студенческую жизнь! По итогам форсайта стало понятнее, в каком направлении движется развитие системы образования в нашей стране.
Школа 2068
В отношении организации всё станет легче: документация будет в электронном виде, учителям предоставят возможность самим составлять программу в соответствии с их возможностями и возможностями детей. Думаю, у учителей будет нагрузка меньше и зарплата больше. Если говорить об организации самого учебного процесса, то количество учеников в классе будет не более 15 человек, аудитории будут оснащены необходимым оборудованием, будут проводиться открытые лекции и мастер-классы по интересам. Школы будут сотрудничать с центрами профориентации, научными центрами, музеями и арт-площадками. Учебники к этому времени, конечно, станут электронными. В них будут включены видео, аудио, фотоматериалы в соответствии с предметом. Ученики, надеюсь, будут более добросовестно относиться к выполнению заданий и посещению школы, будут активно настроенными и любознательными.