Криворотова Эльвира Владимировна
Должность: Профессор департамента методики обучения
Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук, доцент
+7 (499) 253-05-48 доб. 106
KrivorotovaEV@mgpu.ru
123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1
Трудные вопросы школьного курса русского языка,
Фонетика. Лексика. Словообразование,
Методика фонетики, лексики, словообразования
Методика изучения морфологии,
Методика изучения синтаксиса,
Этимологический анализ на уроках русского языка,
Историческое комментирование на уроках русского языка.
Награждена почетными грамотами ГАОУ ВО МГПУ
- 2024 «Дары Фрёбеля: система всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста» в объёме 72 ч.
1. Развитие лингвистического мышления обучающихся как условие успешности межкультурной коммуникации (научная статья)// Язык и культура в зеркале перевода. Материалы. юбилейной международной конференции. Салоники, Греция (8−12 июня 2021 г.). М.: Издательство МГУ, 2021. С. 241−249.
2. Формирование у школьников представлений о языковой системе при изучении грамматики (научная статья) Начальная школа, 2021, № 1. С. 22−26 (№ 1604, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК) Соавтор Ажогина Н.А.
3. Усвоение школьниками особенностей словоизменительной парадигмы глагола в процессе решения познавательных задач: когнитивный подход (научная статья) // Среднее профессиональное образование. 2021. № 6 (310). С. 45−51 (№ 2118, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
4. Когнитивные стили учения и их роль в формировании лингвистического мышления обучающихся (научная статья) // Hominum. 2021. № 3 С. 13−29.
5. Формирование у младших школьников представлений о языковой парадигматике и синтагматике в условиях реализации цифрового образовательного ресурса (научная статья) Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях цифровизации. Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. С.: Известия института педагогики и психологии образования. 2021.
6. Изучение словосочетания в школе и лингвистическая компетенция выпускника (научная статья) // Среднее профессиональное образование. 2022, № 5. С. 40−47 (№ 2229, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
7. Развитие лингвистического мышления школьников в процессе выполнения грамматико-орфографических упражнений (научная статья) //Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе и вузе: материалы IV международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения проф. Н.Н. Алгазиной (Рязань, 8−9 декабря 2022 г.). Рязань, РГУ. 2022 г. С. 68−73
8. Развитие лингвистического мышления школьников-билингвов в процессе изучения рода, времени и лица русского глагола (научная статья) // Начальное филологическое образование и подготовка учителя: вызовы ХХI века и методические решения. Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, МГПУ, 3 марта 2022 г.). М.: 2022. С. 275−280
9. Номинативная метафора в терминологии точных наук (научная статья) Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (М.: МПГУ, 22 апреля 2022 г.). С. 200−205
10. Реализация методики сотрудничества в процессе формирования у школьников лингвистического мышления в ходе обучения решению познавательных задач (научная статья) // Методика сотрудничества в обучении русскому языку. Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25−26 марта 2022 г.). М.: МПГУ, 2022. С. 112−117
11. Развитие лингвистического мышления как условие формирования российской идентичности языковой личности школьника (научная статья) // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 25 марта 2023 г.). М.: МПГУ, 2023. С. 45−52
12. Проблема развития мышления школьников в процессе изучения грамматики в трудах академика А.В. Текучёва (научная статья) // Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка. Сборник материалов международной научно-практической конференции (25 марта 2023 г.). М.: МПГУ. 2023. С. 39−45
13. К.Д. Ушинский о целях обучения детей Отечественному языку и проблема формирования лингвистического мышления учащихся (научная статья) // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях внедрения стандартов третьего поколения. Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 2 марта 2023). М., 2023. С. 50−55
14. Развивающий потенциал учебно-научной речи учителя в процессе обучения школьников решению познавательных задач (научная статья) //Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка. Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 24−25 марта 2023 г.). М.: МГПУ. 2023. С. 48−53
15. Развитие идей К.Д. Ушинского о целях обучения родному языку в методике формирования лингвистического мышления (научная статья) // Начальная школа, 2024, № 1. С. 10−13 (№ 1551, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
16. Наследие А. М. Пешковского в контексте развития русской лингвистической школы (научная статья) // HOMINUM. 2023, № 1. С. 34−45. (свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77−77 568 от 31.12.2019). Соавтор Макарова Д.В.
17. Развитие у школьников-билингвов способности к вероятностному прогнозированию при изучении грамматики // «Филология и филологическое образование в поликультурном пространстве России XXI века"//Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «60-е Евсевьевские чтения» г. Саранск, 19−20 февраля 2024 года. Текстовое электронное издание
18. Проблема развития лингвистического мировоззрения в трудах М.Т. Баранова и ее связь с проблемой развития лингвистического мышления обучающихся (статья) // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Личность и деятельность М.Т. Баранова: история и современность»
19. К 100-летию со дня рождения ученого. Москва, 19 апреля 2024 г. Электронное издание сетевого распространения. М.: МПГУ, 2024 С. 82−94
20. Феномен лингвистическое мышление в контексте школьного языкового образования (научная монография). М.: Издательство «Экон-Информ», 2024. 165 с.
В 1977 году закончила филологический факультет Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. В 1992 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование познавательного интереса учащихся в процессе организации самостоятельной работы». В 2007 году защитила докторскую диссертация на тему «Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития».
Под научным руководством Э.В. Криворотовой подготовлен 1 кандидат педагогических наук.
Развитие лингвистического мышления обучающихся при изучении русского языка
44.03.01 Педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.01 Педагогическое образование, «Образование детей младшего возраста»
44.03.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Проектирование образовательных программ, русский язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Дошкольное образование, начальное образование»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Дошкольное образование, русский язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, русский язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, иностранный язык»
44.03.05 Педагогическое образование «Проектирование образовательных программ, начальное образование»
44.03.05 Педагогическое образование «Проектирование образовательных программ, дошкольное образование»
44.04.01 Педагогическое образование «Управление воспитательными системами»
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (русский язык и литературное чтение (начальное общее образование), русский язык и литература (основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование)