…Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех…
Б. Л. Пастернак
10 февраля исполняется 135 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака, писателя, поэта и переводчика, лауреата Нобелевской премии по литературе.
Будучи ребёнком, Пастернак мечтал стать композитором, он сочинял и импровизировал на фортепиано. В юности тяготел к философии. Однако судьба распорядилась иначе: литература прославила автора на весь мир.
Ранняя поэзия Бориса Леонидовича тесно связана с футуризмом, с одной стороны. Произведения тех лет содержат сложный образный язык, неологизмы, многозначность лексики и синтаксиса. А с другой стороны, поэту всегда был несвойственен полный отказ от традиций. Позднюю лирику Б. Л. Пастернака отличает парадоксальное, чувственное восприятие окружающего мира и природы, а также понимание того, что всё вокруг является единым целым.
Имя Бориса Пастернака стоит особняком среди наиболее ярких переводчиков. Главная цель переводчика, по мнению знаменитого автора, состоит в творческой интерпретации и адаптации оригинального текста к национальной действительности читателя. Литератор перевёл такие произведения, как сонеты У. Шекспира, пьесы «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», драму И. Гёте «Фауст» и другие.
Известный роман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака академик Д. С. Лихачёв назвал «лирической автобиографией» писателя. Литературовед считал, что в произведении пересказана история души автора.
В какой семье вырос будущий писатель? Где получил образование? Чем занимался Пастернак в период Первой мировой войны? Почему литератор вынужден был отказаться от Нобелевской премии? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 135-летию со дня рождения Бориса Пастернака.
«Больше всего на свете я любил музыку… но у меня не было абсолютного слуха…»
Борис Леонидович Пастернак родился в семье художника и пианистки 10 февраля 1890 года в Москве. С малых лет у мальчика развивался интерес к искусству: в гостях у Пастернаков бывали писатель Л. Н. Толстой, живописец В. Д. Поленов, пейзажист И. И. Левитан, композиторы С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин. Под влиянием последнего Борис увлёкся музыкой и даже написал две сонаты для фортепиано.
Обучение в гимназии юноше давалось легко, будущий писатель окончил учебное заведение с золотой медалью. В 1908 году он был зачислен на юридическое отделение Московского университета (сегодня это Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), а затем перевёлся на философское отделение. Из сценария урока «Философская глубина лирики Б. Л. Пастернака» старшие школьники узнают, как повлиял семинар в философской школе Марбурга, проходивший во время каникул студента, на творчество будущего поэта.
Первые литературные опыты
Первая проба пера Пастернака относится к студенческой поре, тогда же он посещал московские литературные кружки. В учебных тетрадях сохранились его черновые стихотворные наброски. Литературный дебют поэта состоялся в конце 1913 года, когда вышел в свет сборник «Близнец в тучах». Видеоурок «СПО. Творчество Б. Л. Пастернака (1890−1960). „Дойти до самой сути“» познакомит с самым известным стихотворением этого сборника, а также расскажет, что нового сказал поэт в данном произведении о природе и творчестве. Тест «Лирика Б. Л. Пастернака» позволит определить художественные средства, использованные в тексте стихотворения.
В период Первой мировой войны Борис Леонидович работал гувернёром и домашним учителем в московских семействах, конторщиком на уральских химических заводах. Из-за травмы ноги, полученной в детстве, литератор не подлежал призыву в армию. Главный интерес его жизни заключался в литературе. Пастернак совершенствовал свой стиль, издал второй сборник стихотворений «Поверх барьеров» в 1917 году, завёл многочисленные знакомства среди молодых поэтов. В видеоуроке «Мотивы лирики Б. Л. Пастернака» рассматриваются основные темы лирики Пастернака, а также описываются мотивы, характерные для поэта.
«Он наделён каким-то вечным детством»
В 1920 годы в творчестве писателя появились такие знаковые работы, как пронизанные автобиографическими мотивами поэмы «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот Пятый год», роман в стихах «Спекторский», поэтический цикл «Сестра моя — жизнь», который получил положительный отклик в профессиональной среде, повесть «Охранная грамота» -- автобиографические заметки о юности и первой любви, путешествиях по Европе и встречах со знаменитыми современниками. В видеоматериале на примере стихотворения «Июль» рассматриваются своеобразие картин природы в лирике Бориса Леонидовича и способы создания поэтических образов.
С середины 1930 годов автор занялся переводами произведений классиков мировой литературы: У. Шекспира, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, а также грузинских поэтов. Спустя 4 года поэта приняли в Союз писателей СССР, он выступил с речью на первом съезде.
«Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое»
В конце 1945 года Борис Леонидович Пастернак приступил к созданию главного труда своей жизни — романа «Доктор Живаго». Работа над произведением длилась 10 лет. Данная книга является жизнеописанием врача и поэта Юрия Андреевича Живаго. Биография персонажа соотнесена с трагической историей страны первых 30 лет XX века. Приложение «Тема интеллигенции в романе Б. Пастернака „Юрий Живаго“. 11 класс» позволит выделить характерные для представителя типичной интеллигенции черты в образе Юрия Живаго. Основным прообразом главной героини стала новая любовь поэта — Ольга Ивинская.
Когда произведение было завершено, Пастернак разослал текст романа по редакциям московских и ленинградских литературных журналов, но получил всюду отказ. В 1957 году «Доктор Живаго» был опубликован в Милане на итальянском языке. В видеоуроке «СПО. Б. Л. Пастернак. Роман „Доктор Живаго“ Тематика, проблематика, ключевые образы, художественные особенности» подробно рассказано о содержании произведения, а также о новаторстве писателя. Одноимённый материал познакомит с интерпретациями стихотворения «Гамлет», открывающего поэтическую часть романа. Видеоматериал познакомит интерпретациями стихотворения «Гамлет», открывающего поэтическую часть романа.
«…Что же сделал я за пакость, / Я убийца и злодей? / Я весь мир заставил плакать / Над красой земли моей…»
Творчество литератора высоко ценили за рубежом. В 1958 году Б. Л. Пастернак был выдвинут на премию Нобеля с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Из-за Нобелевской премии вокруг имени Пастернака вспыхнул грандиозный скандал.
Роман «Доктор Живаго» осуждался властями и официальной советской литературной средой, его называли «антисоветским». Писателя исключили из Союза писателей, всячески обличали на разных собраниях, организовали травлю в прессе. Борис Леонидович написал покаянное письмо, в котором были такие строки: «У меня никогда не было намерений принести вред своему государству и своему народу…» Затем Пастернак публично отказался от премии. Через 2 года писателя не стало.
В 1987 году решение об исключении Бориса Леонидовича Пастернака из Союза писателей СССР было отменено. Спустя год роман «Доктор Живаго» появился на страницах журнала «Новый мир». Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ литератора от награды. В 1989 году Нобелевский диплом и медаль Б. Л. Пастернака передали его старшему сыну Евгению на официальной церемонии.
«Не о чем беспокоиться. Смерти нет. Смерть не по нашей части. А вот… талант, это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант — в высшем широчайшем понятии — есть дар жизни».
Б. Л. Пастернак