Представляем вашему вниманию сборник статей по итогам VII ежегодного международного симпозиума «Образование и город: проектирование развития», который прошел в МГПУ весной 2024 года.
Мероприятие было посвящено обсуждению возможности реализации третьей миссии университета, роли образования и образовательных организаций в современном городе. Материалы сборника продолжают раскрывать и углублять темы развития образовательных практик, инклюзивной среды, медиаграмотности, городского развития и другие. Многие из статей написаны сотрудниками и студентами МГПУ — предлагаем познакомиться с ними поближе.
«Профессиональное коммуникативное воспитание студентов в педагогическом вузе» (Юлия Апарина). В статье представлена новая концепция развития коммуникативных навыков студентов, которая включает в себя пересмотр системы высшего образования и внедрение новых методов обучения. Автор предлагает делать акцент на развитии самостоятельной, творческой и культурной личности.
«Отношение педагогов и родителей к воспитательным мероприятиям» (Анастасия Белолуцкая, Анна Головина, Иван Гринько, Григорий Гурин). Авторы провели масштабное исследование среди педагогов, родителей и старшеклассников, чтобы выяснить, какие формы культурного досуга наиболее эффективны для воспитания молодежи. В статье предлагается свежий взгляд на воспитательную практику, раскрывающий потенциал культурных событий для развития связи школы и общества.
«„Культура. Думать!“: результаты апробации модели партнерского образовательного события в музеях г. Москвы» (Анастасия Белолуцкая, Иван Гринько, Анна Головина, Григорий Гурин, Наталья Жабина, Ирина Криштофик, Татьяна Щербакова). «Культура. Думать!» — уникальный проект, объединяющий школы и музеи для развития культурной грамотности и критического мышления школьников. В статье приведены результаты апробации модели, определены ключевые эффекты для школьников и педагогов, а также предложены рекомендации для дальнейшего развития подобных проектов.
«Обучение навыкам безопасного поведения на объектах транспортной инфраструктуры в школах» (Елена Иванова, Елизавета Маякова, Анна Тер-Григорян, Александра Янгуразова). Авторы анализируют современные методы обучения, направленные на снижение детской травматизации на дорогах. Особое внимание уделяется взаимодействию образовательных учреждений с профильными ведомствами и использованию интерактивных технологий в обучении. В статье читатели найдут идеи для создания эффективных образовательных проектов в этой области.
«Зрительская культура в условиях спортивных событий» (Ксения Киктева) Автор исследует, как организация и проведение спортивных мероприятий могут усилить чувство общности и повысить уровень зрительской культуры. В статье также обсуждаются способы улучшения зрительского опыта через создание комфортной и вдохновляющей среды, которая способствует большему погружению в событие и укреплению связи между зрителями и спортивной командой.
«Формирование образа городского парка на примере ВДНХ» (Никита Косов). В статье подробно описываются этапы преображения ВДНХ, начиная с его основания и заканчивая последними обновлениями, а также анализируется, какие элементы привлекают посетителей и делают этот парк особенным. Читатель узнает, как продуманное сочетание зелёных зон, архитектурных объектов и культурных мероприятий формирует неповторимую атмосферу ВДНХ, делая его не просто парком, а целым комплексом для отдыха, образования и культурного обогащения.
«Мультимодальная семиотика метро городов России» (Ольга Сулейманова, Владимир Лепилов). Авторы анализируют принципы номинации станций метро городов-миллионников: как в соответствии с исторической периодизацией, так и по определенным номинационным принципам.
«Создание и развитие инклюзивной среды в профессиональных образовательных организациях мегаполиса» (Виктория Мануйлова). В статье описаны методики и практики, которые помогают студентам с ОВЗ успешно адаптироваться и получать качественное образование. Особое внимание уделяется сотрудничеству с государственными и общественными организациями, разработке индивидуальных образовательных маршрутов и созданию доступной физической среды.
«Дошкольник — исследователь городской среды» (Анастасия Россинская, Елена Первухина, Анна Сорока). Автор представляет методы и подходы, которые позволяют развивать у детей любознательность, творческое мышление и любовь к своему городу. Читатель узнает, как через игры и исследования города можно воспитывать будущих граждан, любящих и понимающих родной город.
«Анализ зарубежных подходов к оценке социального воздействия социально ориентированных проектов» (Валентина Салахова, Наталия Агеева, Татьяна Мысина). Глубокое погружение в мировой опыт оценки эффективности проектов, направленных на решение социальных проблем. Рассмотрены различные методологии и инструменты, используемые в разных странах для измерения социального воздействия таких инициатив. Описаны ключевые показатели успеха, методы сбора данных и лучшие практики, применяемые международным сообществом.
«Семиотика городского пространства в кросс-культурной перспективе» (Ангелина Соколова). Статья расскажет об особенностях употребления хедж-конструкций в рамках повседневного общения. Автор изучила употребление хедж-конструкций в семи ситуациях межличностного взаимодействия и сделала вывод, что они помогают собеседникам достичь взаимопонимания.
«Названия станций метро г. Москвы: дискурсивное декодирование смыслов» (Ольга Сулейманова). Статья открывает тайны, скрытые в названиях станций Московского метрополитена: как каждый топоним станции отражает определённые исторические, культурные и политические контексты, какие смыслы вкладывались в названия при их создании. В статье проводится тщательный анализ языковых и дискурсивных особенностей, которые позволяют глубже понять значение и происхождение названий станций.
«Город сквозь призму фотографических презентаций» (на материале студенческих фотографий г. Москвы) (Светлана Черненькая). В статье рассматриваются композиционные решения, ракурсы и сюжеты, которые выбирают студенты, а также то, как эти изображения отражают восприятие молодым поколением городской среды. Читатель узнает, какие места становятся символами современной Москвы в глазах молодёжи, и как фотография может служить инструментом осмысления городского пространства.
«Моделирование организации проектной деятельности в средней и старшей школе с учетом развития цифровой среды» (Екатерина Якушина). Читатель узнает, как правильно организовать проектную деятельность в школе с учетом возможностей цифровой среды, чтобы подготовить школьников к вызовам будущего и помочь им стать уверенными и компетентными членами информационного общества. В статье обсуждаются преимущества внедрения цифровых инструментов в учебный процесс: повышение мотивации учеников, развитие критического мышления и творческих навыков.
«Разработка карт знания для цифрового адаптивного учебника на основе методов NLP» (Борис Ярмахов). Статья представляет новаторский подход к созданию современных образовательных материалов. Автор описывает, как методы обработки естественного языка (NLP) используются для разработки персонализированных учебных пособий, адаптирующихся под потребности каждого ученика. Карты знаний, созданные с помощью этих технологий, помогают структурировать информацию и делают учебный процесс более эффективным.
Полный текст этих и других статей сборника по итогам VII ежегодного международного симпозиума «Образование и город: проектирование развития» можно прочитать по ссылке.
Фото: Freepik