19 декабря 2024 года Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, приняла участие в III открытой городской научно-практической конференции «Природное наследие и разнообразие Москвы как часть историко-культурного и урбанистического потенциала мегаполиса». На конференции обсуждали проблемы подготовки кадров для сохранения природного и историко-культурного наследия и развития потенциала Москвы.
Вместе с Екатериной Колесовой, начальником экоцентра «Воробьевы горы» Мосприроды, Елена Иванова выступила с докладом о формировании экологической культуры через образование и воспитание. Делимся основными тезисами из выступления экспертов:
- Экология в школе: от уроков к воспитанию. Экология больше не является самостоятельным предметом, но её элементы интегрированы в другие дисциплины, такие как литература, география и биология. Через эти предметы дети знакомятся с основами устойчивого развития и экологической культуры.
- Экологическое воспитание: от теории к практике. Экологическое воспитание в школах строится на практических действиях, таких как раздельный сбор отходов, волонтерство и участие в экологических акциях. Это помогает ребятам применять теоретические знания на практике.
- Что показывают исследования. Подростков волнуют экологические проблемы, но их представления об экологически правильном поведении ограничены. Эксперты считают, что задача школы — расширить этот кругозор: научить экономить ресурсы, понимать глобальные экологические вызовы и осознавать роль каждого человека в их решении.
- Как сделать экологию интересной школьникам. Спикеры предложили несколько идей, среди которых: проведение уроков на природе, в эколого-просветительских центрах, внедрение экологических тем в школьные проекты и олимпиады, создание медиаконтента — от подкастов до видеороликов — силами самих школьников, развитие экоурбанизма.
Докладчики также представили модель экологического воспитания, которая помогает формировать у детей экологическую культуру и осознанное отношение к природе. Эта модель показывает, как все участники образовательного процесса — от ребенка и семьи до государственных органов — могут взаимодействовать, чтобы достигать целей устойчивого развития. Эксперты подчеркнули, что такая модель важна не только для школ, но и для общества в целом. Она помогает развивать навыки критического мышления, ответственность и осознанность, что особенно важно в условиях глобальных экологических вызовов.
Фото: Freepik