В 2024 году Лаборатория социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ реализовала исследовательский проект, посвященный изучению и применению искусственного интеллекта в образовании. Представляем его материалы, адресованные учителям.
Лаборатория AI-практик
Это были лекции для классных руководителей и старшеклассников, а также практические онлайн-встречи для педагогов. Лекции были посвящены гуманитарным вопросам: как тема искусственного интеллекта отражена в художественной литературе и кино и влияет ли это на наше восприятие ИИ сегодня; как связаны между собой искусственный интеллект и критическое мышление; каким образом педагоги и школьники используют нейросети. Видеозаписи лекций доступны по ссылкам:
- Как искусственный интеллект предсказали в XIX веке.
- Как подростки используют нейросети.
- Искусственный интеллект и критическое мышление.
- Как книги научили нас ненавидеть искусственный интеллект.
Онлайн-практикум был посвящен различным аспектам взаимодействия педагогов с нейросетями: практическим основам промптинга; критической оценке генеративного контента; технике его преобразования; творческому применению нейросетей для создания сказок, иллюстраций, комиксов, музыки и видеоклипов. Видеозаписи лекций также доступны по ссылкам:
- Как общаться с нейросетью? Практические основы промптинга.
- Что не так? Распознавание и критическая оценка генеративного продукта.
- Рука мастера. Как улучшить ответ нейросети?
- Как творить с помощью нейросетей? Часть 1. Сказка, иллюстрация, комикс.
- Как творить с помощью нейросетей? Часть 2. Музыка, песня, клип.
Дайджест «По следам нейросети»
Ученые также выпустили дайджест исследовательского проекта об использовании AI в образовании — «По следам нейросети. Как использовать искусственный интеллект в обучении и воспитании?». В нем представлены:
- результаты исследования практик использования ИИ московскими педагогами и школьниками;
- модель использования нейросетей в образовательном процессе школы.
«Мы также попытались сформулировать компетенции, связанные с развитием ИИ-грамотности и информационной культуры, и возможные подходы к их оценке. А еще в брошюре вы найдете пример теста, с помощью которого можно в общих чертах оценить уровень владения AI-компетенциями», — добавляют сотрудники лаборатории.
Работа над проектом продолжается: исследователи приглашают всех заинтересованных педагогов к обсуждению этих материалов и любых вопросов, связанных с образовательными AI-практиками. Связаться с сотрудниками лаборатории можно по почте: skop@mgpu.ru.
Фото: Freepik