Младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анна Якшина дала интервью каналу «Свои Правила». Начавшись с вопроса о том, как взрослому выбирать цифровой контент для ребенка, разговор быстро обрел глубину: Анна Николаевна рассказала также о ценностях детской игры, о важности разновозрастного взаимодействия, о способах сохранения контакта с ребенком.
«Если у ребенка есть проблемы с игрой и общением, то важно дать ребенку время. Это может звучать парадоксально, но есть исследования, в том числе лонгитюдные, которые показывают, что для развития саморегуляции, для развития игры нужно время, когда ребенок сам решает, что он будет делать. Нужна скука — проживание опыта, когда ребенок понимает, что у него есть свободное время и он должен что-то придумать. Без этого не возникнет детский замысел», — объяснила Анна Николаевна.
Родитель не должен быть аниматором для ребенка, но он должен помочь ребенку найти игровое сообщество — важно, чтобы ребенок играл с другими детьми. Анна Якшина также привела примеры, которые демонстрируют, что безопасное и интересное пространство привлекает детей гораздо больше гаджетов.
Отвечая на вопрос о влиянии контента на психику ребенка, Анна Николаевна подчеркнула: «Контент не всесилен и не может нанести необратимый вред. Вы наверняка знаете про игрушки Хаги Ваги — есть исследования, которые показывают, что никакого вреда от страшных игрушек нет. Это говорит о том, что дети могут справляться с негативным контентом. А вот запрет и обесценивание контента не работают — взрослые рискуют потерять контакт с ребенком». Эксперт также объяснила, какие критерии помогают родителю определить полезность книги, мультфильма или игры для ребенка:
- ребенок вовлечен и испытывает интерес к контенту;
- ребенок может активно взаимодействовать с контентом, а не просто потреблять его;
- программы и продукты позволяют ребенку расширять возможности для воплощения своего замысла.
В интервью Анна Якшина также ответила на другие вопросы, связанные с выбором цифрового контента для ребенка: например, как привить ребенку вкус к качественному контенту; насколько опасно покупать ребенку книги с броскими, нестандартными иллюстрациями; как реагировать родителям, если ребенок выбрал «глупый» контент, который им не нравится. Ответы на эти и другие вопросы — по ссылке.
Фото: Freepik